Вѧще вѣ́дѣти (больше знать )

Чудо в моей жизни
Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

Re: Вѧще вѣ́дѣти (больше знать )

Сообщение Ксения К. » 26 июл 2019, 14:13

У нас большая в Церкви трагедия, большинство наших верующих не знает нашей веры. В чём она состоит, что Господь от нас ждёт, основных терминов христианских, и это, к сожалению, заполняется всякой густопсовой чушью. Народ у нас творческий, и вот на этой почве полного невежества и даже неспособности учиться возникают разные суеверия. Если в Великий Четверток огонёк несёшь домой и он погаснет, то заболеешь. А если по колено в воду провалишься, не заболеешь? То есть думают, что христианство существует для того, чтобы не заболеть или вообще не умереть. Главное, подольше, потише и побогаче… И 90 лет, но болеть нельзя. И чего-то боятся, каких-то проклятий, каких-то колдунов. Сейчас новая фобия появилась. ИНН отошло, "переварили", теперь пошло – чипы. Так боятся чипов, а не понимают, что они в мобильнике у тебя. Пойди выброси вместе с мобильником, звони по телефону МГТС.

Отчего это происходит? Невежество и природная тупость. Чтобы не быть невеждой, нужно обязательно развивать ум в чтении книг. Я был в одной стране, объездил её довольно изрядно. Что меня поразило: ни одной книги не видел в домах. Как люди живут? Что у них там в головах? Это вообще интересно. Когда-то не так давно, две тысячи лет назад, тысячу лет назад, народ книг не читал по причине незнания азбуки, и поэтому Церковь взяла на себя эту функцию просвещения. Потому что главное служение Церкви в этом мире – это, как мы восклицаем на Преждеосвящённой Литургии, "свет Христов просвещает всех". Чтобы верить человеку не в колдуна, а в Святую Троицу, и чтобы человек знал, где Она пребывает, Святая Троица, и Кто Она такая, Святая Троица, и какое место в этой Троице Господь наш Иисус Христос занимает. И вообще, в чём смысл жизни, и где найти хорошего супруга, не пьянчужку, не вора. Этому всему Церковь хочет человека научить.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

Re: Вѧще вѣ́дѣти (больше знать )

Сообщение Ксения К. » 08 ноя 2019, 12:45

Вот живет человек, в церковь не ходит, постов не соблюдает, Священное Писание не знает; если кто его раздражает – он раздражается; если кто его разозлил – разозлится; кто толкнул – в ответ нахамит; пьет, ругается, блудит, детей своих убивает. Потом приходит в церковь и говорит: "Господи, помоги". Да ты исправь сначала свою жизнь, а потом уже проси помощи! А то живешь по горло в грехе, а от Бога постоянно чего-то требуешь: и здоровья, и благополучия. Нет на земле такого наказания, которого ты достоин, а ты еще что-то просишь у Бога. Прежде чем просить, нужно покаяться во всем. А покаяться – это значит исправить свою жизнь, начать в храм ходить. А то просит у Бога, а перекреститься правильно не умеет, ни одной молитвы не знает. Говорит: "Меня дети не слушаются". – "А ты ребеночка своего хоть одной молитве научил?" – "Да я сам не знаю". А почему же ты сам не знаешь, дожив до таких лет? Где церковь есть открытая, знаешь? Пойди, спроси там у любой бабки, она тебе продиктует – запишешь и читай, молись. Не хочешь, некогда тебе? Чем ты занят, "Взгляд" смотришь или еще какие-то там программы с утра до вечера? На это время есть? В квартире каждые полтора года ремонт делаешь? То есть дела твои – только все достать, купить. Если что заболит – к врачу, к одному, другому, третьему, к платному, к бесплатному. На все время находится, когда о мясе своем заботишься. А о душе? А о душе никакой заботы нет.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

Re: Вѧще вѣ́дѣти (больше знать )

Сообщение Ксения К. » 24 ноя 2019, 19:59

Я пригласил бы всех генеральных директоров каналов (Эрнста и всех других) и сказал бы: «Ребят, вам нравится ваша работа?»

– «Нравится» – «Отныне ни одного фильма, который показывает разрушение семьи, у нас быть не должно. Второе — вы должны обязательно создать другие программы вместо таких программ, как "Давай поженимся" или Малахова, где показывают самое дно: как папа сожительствует с дочкой, как мама съела внука и прочее.

Нет. Вы найдёте самые лучшие, самые крепкие и самые прекрасные семьи и будете о них рассказывать, вы будете рассказывать о любви детей к родителям, дедов к внукам и не покажете ни одной передачи, разлагающей семью. Никогда».

Я собрал бы всю эстраду, всех авторов песен и сказал: «Отныне вы не будете петь о любви на 15 минут, а будете петь только песни, которые говорят сердцу о том, что девушка хочет замуж, а юноша хочет жениться и иметь пятерых сыновей и трёх дочерей. Вы будете этим заниматься – тогда мы будем пускать вас на наше государственное телевидение и даже будем платить вам премии».

Потом уже я дойду до министра культуры и скажу: «Выставки – только прославляющие семью и материнство. Вы будете делать выставки в Третьяковке, в Русском музее, в Эрмитаже».

Потом – к министру образования: «Первым профилирующим предметом в школах у вас будет семья. Раз в неделю с первого по 11-й класс. Вы будете рассказывать библейский взгляд на семью, почему человечество состоит из мужчин и женщин, зачем это создано Богом, в чём смысл этого. Вы будете приглашать в школы многодетных отцов семей. Каждый школьник должен будет знать о том, что Дмитрий Иванович Менделеев, помимо того что создал свою великую таблицу, был семнадцатым ребенком в семье. И так про каждого деятеля русской культуры. Вы будете заниматься оголтелой пропагандой семьи, только без наглого напора, а спокойно, с любовью и рассудительно». Эстрада, школа, телевидение. Ну, а про интернет мы уже договорились – мы закрываем его для пользователей до 21 года.

И через 10 лет Россия из старого народа – сейчас у нас средний возраст населения 40 лет – превратится в народ, где средний возраст – 10 лет. Это будет страна детей, она наполнится гомоном детей.

Нужна воля, нужно захотеть это и дать команду. Команду под угрозой не посадки и расстрела, а увольнения. И такого позвать, который сделает это. Нам нужны многодетные семьи, нам нужно не 140 млн жителей, как у нас сейчас, а 600 – тогда мы будем великой страной. Тогда из этих 600 и родятся Лесковы, Пушкины, Розановы, Гагарины. А так мы армию не можем набрать нормальную.

Алкоголь – запрещён. Наркотики – запрещены. Мы ставим задачу. Вызываем начальника милиции: "Тебе задача: за месяц чтобы у тебя наркотиков тут не было, иначе не будет тебя. Решай".
И задача будет решена.

(Прот. Димитрий Смирнов)

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

Re: Вѧще вѣ́дѣти (больше знать )

Сообщение Ксения К. » 14 янв 2020, 09:43

Игумен Никон Воробьев

Слово на Обрезание Господне
(1963 г.)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, всякий, кто хотел быть членом народа Израильского, избранного Богом народа, должен был подвергнуться особой кровавой операции. Это распространялось на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезования оставался на всю жизнь. Он был напоминанием того, что этот человек является членом народа Израильского.

Но почти все, что совершалось в Ветхом Завете, являлось лишь тенью, указывавшей на предмет, который должен вот-вот появиться. Ветхий Завет все время говорит о грядущем Новом Завете. Многое, происходившее в В. Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были совершиться в пришествие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и после Него. Так и обрезание телесное служило знаком нового обрезания в Новом Завете, обрезания уже не телесного, а духовного. В чем состоит это духовное обрезание? Господь Иисус Христос неоднократно говорил: «Кто хочет идти по Мне, – т.е. за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, – тот должен отвергнуться себя, и, взяв свой крест, следовать за Мной» (Мк. 8:34). Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит отвергнуться себя? – Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть грех равносильно тому, как будто человек должен самого себя отвергнуться.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак – болезнь въедается в тело человека, растет за счет его и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти человека. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, то есть отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек остался здоровым.

Ибо, как без обрезания, которое совершалось в Ветхом Завете на 8-ой день после рождения младенца, человек не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может войти в Царствие Божие.

Мы должны постоянно, ежедневно, можно сказать, ежеминутно, совершать над собой эту духовную операцию. Приведу вам ряд примеров, показывающих, как мы можем совершать над собою духовное обрезание. Вот человек сел за стол, разыгрывается аппетит, и хотя он уже давно сыт, но все набивает себе желудок, если можно и выпивает, и, в конце концов, превращается из человека в какое-то животное. Еще хуже обстоит дело с всякими плотскими, блудными ощущениями и пожеланиями. Так и в других грехах.

Человек должен осознать эти свои болезни и как бы обрезать их от себя, воздерживаться от объедения, от пьянства, от всяких блудных дел, – отрезать их от себя. Большей частью, однако, человек сам не может этого сделать над собой, ибо он сделался рабом греха, рабом дьявола, который к каждому греху обязательно присасывается и разжигает человека, касается его нервов, тела, и, если Господь позволяет, касается и ума, извращает его так, что человек может, например, объесться до такой степени, что потом очень тяжело страдает.

Еще пример. Вот пришел помысл в праздник куда-нибудь пойти. Ясно, что если человек пойдет куда-либо: к соседу или в другое место, то он там обязательно наговорит, осудит, пересудит, а то и напьется и т.д. И если он был в этот день в церкви, получил несколько благодати и облегчение душевное, то пойдя к другим, он все растеряет и приобретет там бесовское состояние.

Поэтому человек должен обрезать все эти греховные помыслы, желания и намерения в самом начале. «Шесть дней делай и сотвориши в них все дела твои, – говорит Господь, – день же седьмый праздник, Господу Богу твоему» (Втор. 5:13–14 и др.). Поэтому старайтесь не ходить в этот день никуда, сидите дома, читайте Слово Божие, встав помолитесь, если есть возможность и обстановка позволяет, или про себя помолитесь, поддержите то духовное настроение, какое вы получили в храме, а не бегайте куда-нибудь, не празднословьте, не осуждайте и прочее.

Вот мы вышли из храма, помолились как будто, но идем по улице и что делаем? – Смотрим: этот такой-то, тот идет оттуда-то, разглядываем какой у кого нос, какое лицо, кто красивый, а то и в окно заглянем. И так, пока человек дойдет до дома, он тысячу грехов сделает. Вот этот помысл, который рассеивает человека, заставляет нас смотреть, слушать и видеть то, чего не следует, нужно отсечь от себя, отрезать.

А зависть, а ложь, а обман, а тщеславие и прочее, и прочее! Сколько грехов прицепилось и присосалось к человеку, сделалось как бы его частью, и лишь с большой болью, с большим трудом, призывая на помощь имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй, помоги мне», только с молитвою, напряжением, усилием можно отсечь их от себя.

Вот почему Евангелие часто говорит: "Царствие Божие силою, усилием, напряжением берется" (Мф. 11:12). Человек все время должен находиться во внимании, взывать: «Господи, помилуй». Что значит говорить «Господи, помилуй»? Значит бодрствовать, т.е. следить за собой, бороться с всяким греховным, не только делом, но и словом, и помыслом, и ощущением, отсекать их от себя, отрезать. Не можешь сам – большей частью мы этого не можем сделать, настолько мы уже погрязли в грехах, – так призови имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помоги мне». Так человек должен всю жизнь от юности до смерти ежедневно, ежеминутно следить за собой, не давать воли ни глазам, ни ушам, ни особенно языку, никаким влечениям, не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать от себя, отсекать, уничтожать с помощью призывания имени Божия, имени Господа Иисуса Христа.

С великим сожалением нужно сказать, что люди как будто бы разумные, люди стоящие в глазах многих как бы впереди, не понимают того, о чем я вам говорю.

Считают так, что если она побывает иногда в церкви, если дома еще акафист почитает и псалтирь, да домашние дела выполняет, то она уже все сделала и лучше ее и нет, а если еще поклончики когда-нибудь сделает, или полунощницу прочитает, то уж выше ее и нет никого. Она всех осуждает и не видит того, что сама полна всех грехов, что за всю жизнь никогда не боролась, никогда не следила за собой, не очищала себя, не трудилась над этим. А поэтому и остается полна всех грехов: и чревоугодия, и пьянства, и блуда, нечистоты всяческой, и зависти, гордости, осуждения, празднословия, ненависти, вражды, злопомнения. Так часто человек, будучи весь исполнен всех грехов, всякой мерзости, будучи отвратителен для Господа, считает себя праведником, потому что он в церковь ходит, иногда псалтирь читает, акафисты. Но разве в этом дело? И акафисты, и богослужения, и молитвы, и посты – все дано для того, чтобы помочь человеку выкинуть из себя всякую мерзость, помочь ему обрезать себя, взять на себя крест борьбы с грехом. И Господь помогает в этом, посылая помощь в виде невольной скорби. Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние – Господь посылает болезнь. Гордится человек, тщеславится, – Господь унизит его пред всеми так, что он делается в глазах людей последним человеком. Если человек – христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания все мечты направляет к тому, как бы приобрести правдою или неправдою, воровством, обманом – любыми средствами приобрести земное благополучие, то Господь возьмет и отымает, и все то, что он имеет. Так к нашим трудам в нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь нам еще и невольные скорби, как помощь в этой борьбе. Из этой постоянной борьбы с грехом и невольных скорбей и складывается крест для каждого христианина.

Если христианин действительно понимает свое назначение и значение скорбей, то он безропотно понесет свой крест. А если он не понимает этого, то начинает роптать, начинает судить Самого Господа: за что мне Господь скорби посылает, болезни и тому подобное, разве я хуже других – и остается вне Царствия Божия.

Так и Евангелие – вы видите, что Господь постоянно говорит о том, чтобы мы бодрствовали, следили за собой, несли свой крест борьбы с грехом и терпения скорбей, чтобы мы отвергались себя. Если Сам Господь ради нас был распят на кресте, сделался Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, если Он за нас пострадал, то и мы, христиане, должны же свой маленький крест понести и пострадать в борьбе с грехом для очищения себя, чтобы сделаться достойными войти не в какое-нибудь место, подобное земному, а войти в само Царство Божие, в общение с Господом, сделаться детьми Божиими. Но для этого нужно понести труд, нужно возлюбить Господа, необходимо благодарить Его, умолять Его, чтобы Он помог нам очиститься от своих грехов, дал бы нам силы понести свой крест до конца жизни. И подобно тому, как Господь с креста сошел во гроб, а затем воскрес, так и нам всем предстоит с креста пойти в гроб, чтобы перейти к Господу в вечное воскресение. Так должны мы в течение своей земной жизни отвергаться себя, обрезать от себя всякий грех, нести без ропота, с благодарностью, крест, который возложил на нас Господь, умолять Его, чтобы Он помог нам провести жизнь по-христиански, по-христиански умереть и наследовать Царствие Божие, уготованное всем истинным последователям Христа от создания мира, где все просветятся как солнце, неизреченной радостью Божественного Света.

Аминь.

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 396
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

Re: Вѧще вѣ́дѣти (больше знать )

Сообщение Ксения К. » 12 окт 2020, 14:29

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?

Пять тысяч взалкавших в пустыне —
а у нас только две рыбы,
а у нас только пять хлебов?

Но Ты говоришь: довольно

Что нам делать в час посещенья,
где престол для Тебя, где пурпур?
Только ослица с осленком
да отроки, поющие славу.

Но Ты говоришь: довольно

Иерей, Иерей наш великий,
где же храм, где злато и ладан?
У нас только горница готова
и хлеб на столе, и чаша.

Но Ты говоришь: довольно

Что нам делать, Раввуни, что нам делать?
На Тебя выходят с мечами,
а у нас два меча, не боле,
и поспешное Петрово рвенье.

Но Ты говоришь: довольно

А у нас - маета, и морок,
и порывы, никнущие втуне,
и сознанье вины неключимой,
и лица, что стыд занавесил,
и немощь без меры, без предела.
Вот что мы приносим, и дарим,
и в Твои полагаем руки.

Но Ты говоришь: довольно



Биография

Аверинцев Сергей Сергеевич – выдающийся русский ученый, академик, филолог-классик, специалист в области античной и средневековой литературы, культуролог, искусствовед, поэт, библеист, переводчик. Сергей Сергеевич родился в трагичном 1937-м году, в московской профессорской семье. В 1961 году Аверинцев окончил кафедру классической филологии факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. В 1981 году книга «Поэтика ранневизантийской литературы», изданная еще в 1977, была защищена в качестве докторской диссертации.

Будучи аспирантом Аверинцев женился на выпускнице филологического факультета Наталье Петровне Зембатовой-Аверинцевой, с которой и прожил до конца своих дней. Незадолго до своей кончины, Сергей Сергеевич сказал в одном из своих интервью: «Я счастливый человек ещё и потому, что адресат моих юношеских стихов и самых последних - один и тот же».

Окончив аспирантуру, Аверинцев работал в издательстве «Мысль» (1964-1966), несколько лет был младшим сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966-1971). С 1966 года Сергей Сергеевич читал курс по византийской эстетике на историческом факультете МГУ. В 1989 -1994 годах - профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ; в 1992-2004 годах заведовал отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ.

Член-корреспондент АН СССР (1987), действительный член РАН (2003); лауреат Ленинской премии (1968), Государственных премий СССР (1990) и РФ (1996). В 1989–1991 депутат Верховного Совета СССР, разрабатывал закон о свободе совести.

Слово «филолог» – значит «любящий слово». Все без исключения тексты Сергея Аверинцева, а особенно «Поэтика ранневизантийской литературы» – это образцы хорошего литературного стиля, филологии в прямом значении, то есть любословия. Его слова как скульптурный материал, входят в пластику мыслительного образа и потому воспринимаются без усилий, как выразительность словесного жеста.

Основным и неизменным вкладом выдающегося ученого было его стремление вернуть русским людям их человеческое достоинство, вновь научить их свободно мыслить, ценить и принимать мировую культуру. «Культура» в творчестве и жизни Сергея Аверинцева возродила свое первое значение - «возделывания»: возделывания человека, как земли, которая сможет благодарно принимать семена Слова.



Отношение автора к вере

Будущий знаменитый ученый рос в семье носителей дореволюционной русской культуры, в кругу тех, кто не был заражен коммунистической идеологией. В ситуации, когда всякий носитель отличного мнения - враг, всякий уехавший – дезертир и предатель, недостойный считаться русским, всякий талант измеряется лишь готовностью воспевать режим, Сергей Сергеевич Аверинцев оставил нам высокие образцы благодарности, силы и мудрости.

Аверинцев был первым человеком в Москве, кто в своих университетских лекциях открыто заговорил о Боге. Формально, в глазах бюрократической машины, его лекционный материал был о прошлом, о соотношении форм и содержания, однако на деле, лауреат премии Ленинского комсомола открыто – с трибуны! – возвещал о Творце. Из его лекций каждому студенту сразу становилось понятно, что Сергей Аверинцев не просто знает Священное Писание и святоотеческую традицию, а сам является глубоко верующим человеком. Неудивительно, что спустя некоторое время публичное чтение лекций о христианстве ученому запретили.

В 1970 году вышел в свет 5-й том советской «Философской энциклопедии», для которого Аверинцеву заказали статью «Христианство». Разумеется, во времена политической диктатуры, практически весь научный материал, а особенно гуманитарные тексты, прочитывались под «двойным микроскопом». Однако придраться было не к чему: о христианстве было сказано абсолютно научно, хотя и абсолютно не по-советски. Работы Аверинцева в области богословия были мостом между гонимой Церковью и людьми, которые находились вне Церкви, но жаждали услышать слово о Боге.

Сергей Сергеевич Аверинцев регулярно посещал православные храмы в Москве, в 1973 году он принял крещение. Ученый перевел на русский язык книги Нового Завета, книгу Иова, а также почти половину псалмов. Протопресвитер Виталий Боровой так говорил об Аверинцеве: «Он показал христианство как истинную веру, как настоящее Божественное явление». Множество людей, которые слушали его лекционный материал, не просто приходили к вере, но становились священниками и принимали монашеские обеты. Под конец жизни его служение словом стало поистине служением Слову – в часовне Свято-Филаретовского православно-христианского института он получил возможность говорить проповеди. Там же он был посвящен в чтецы.

Сергей Сергеевич – человек исключительной духовной чистоты и честности, с абсолютно христианской парадигмой мироощущения. Он смог донести советским людям Слово Божие, эту «радостную весть» о свободе, Истине. Служение Аверинцева в Церкви не было «причудой ученого чудака»: он никогда не скрывал своей церковной принадлежности, что трудно представить себе в контексте существования советской академической науки. Этот человек, с огромным количеством наград и званий, просил, чтобы на его могиле на Даниловском кладбище в Москве было написано всего три слова: «Сергей Аверинцев, чтец».




История создания


Начиная с 1980-х годов, Сергей Сергеевич Аверинцев пишет религиозную поэзию, а в 2001 году выходит его сборник «Стихи духовные». Основную линию (сюжет) сборника составляют события, связанные с воплотившимся Богочеловеком, Иисусом Христом.

Духовная поэзия 18 – 19 столетий связана единой традицией: образ Иисуса Христа в ней почти всегда соответствует главенствующему образу Царя Небесного, Вышнего Судии. В 20 веке Сергей Сергеевич Аверинцев возрождает традицию духовной поэзии, однако создает очень личный образ Христа: верного, близкого, вечного Друга, любовь Которого к людям доказана Его жертвенностью. С точки зрения того, как с помощью композиции создается образ Иисуса Христа, интересно поэтическое творение Аверинцева: «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?».




Описание произведения

Стихотворение «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?» можно разделить на пять частей. Оно представляет собой монолог от лица апостолов, которые задают своему Учителю вопросы. Согласно догмату Боговоплощения, Христос совмещает в личностном единстве всю полноту как Божественной, так и Человеческой природы. Первая и последняя строфы характеризуют Христа как Бога, остальные - как Человека.

В первой строфе стихотворения вспоминается чудесное событие, о котором сказано во всех четырех Евангелиях: насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа. Это чудо является проявлением одного из свойств Божественной природы Христа – всемогущества: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37).

Вторая, третья и четвертая строфы характеризуют Христа как Человека. Здесь Спаситель являет нам пример того, каким должен быть человек, какие он должен иметь добродетели, чтобы спасти свою душу. В данном контексте поэт иллюстрирует такие добродетели как: нестяжание: «Только ослица с осленком, / да отроки, поющие славу»; послушание воли Божией: «На Тебя выходят с мечами, / а у нас два меча, не боле…».

Рефреном, являющимся границей смысловых частей стихотворения, служит строка: «Но Ты говоришь: довольно…». Эта строчка отсылает читателя к событиям, связанным с беседой Христа и Его учеников (Лк. 22:36-38). Среди изречений Спасителя незадолго перед страданием, были и такие: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч», апостолы отвечают: «Господи! вот, здесь два меча». Видя, что ученики не понимают Его слов, относя сказанное к обычному мечу, Христос спешит остановить этот разговор. То, что Иисус не имеет в виду оружие, становится понятно по Его реакции на слова апостолов: «Довольно», – что очень схоже со словами: «Хватит об этом». Этими воинскими мечами, которых «довольно», Христос запретил пользоваться в Гефсимании, что еще более заставляет искать духовный смысл Его слов.

Христос видит перед Собой будущий ход истории, Он знает, что Его ждет, что ждет Его учеников. Божественный Учитель говорит «купи меч» с единственной целью: показать, насколько опасным будет время, что человеку без меча нечего и думать защитить себя. Однако ученики Христовы должны вооружаться мечом Духа потому как после смерти и воскресения Христа меч из стали нам уже не нужен. У нас есть меч духовный - Слово Божье. Об этом неоднократно говорит апостол Павел: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:17).

В стихотворении Сергея Сергеевича Аверинцева апостолы задают вопросы Его Человеческой природе: «…что нам делать?.. / а у нас только две рыбы, / а у нас только пять хлебов?». Ученики пока не в силах вместить Всемогущество Его Божества. Христос идет вперед и оставляет речь, предоставляя уразумение сказанного течению обстоятельств, подобно тому, как Он некогда сказал: «разрушьте храм сей», а ученики поняли уже впоследствии, после Его Воскресения (Ин. 2:19-22).

Апостолы с сомнением произносят, что для защиты у них есть только: «…два меча, не боле, / и поспешное Петрово рвенье…». О каком «поспешном Петровом рвении» говорит поэт? Здесь звучит аллюзия на слова апостола Петра, который не мог допустить возможности своего, хоть бы временного, отпадения от Христа, и потому самонадеянно произносит: «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк.22:33). Святые отцы говорят о том, что такие слова были только плодом самообольщения апостола, делом души, еще не вполне понимающей себя и своих слабостей. Петр дозволяет себе противоречить уверениям Господа, проявляет непокорность воле Спасителя. Как Христос пострадал за нас, так и апостолы должны вооружиться той же мыслью: ожиданием трудностей, чтобы они не были неожиданными. И тогда последователи Христа будут вооружены лучше, чем если бы продали свою одежду и купили меч.

Последняя строфа стихотворения являет собой отражение еще одного свойства Божественной природы Христа –милосердия: «…и немощь без меры и предела. / Вот, что мы приносим, и дарим…». Несмотря на несовершенство и ограниченность человеческой природы «сила Моя в немощи совершается» – сказал апостол Духом Святым (2 Кор.12:9). Последняя строфа имеет обобщенный характер: эти слова произносят не только апостолы, но весь собор верующих, к каждому из нас относятся эти строки.

Таким образом, в основу стихотворения Сергея Сергеевича Аверинцева «Что нам делать, Раввуни, что нам делать?» положен догмат о соединении во Христе Божественной и Человеческой природ. Поэт, проводя параллель между величественным и всемогущим,но в то же время любящим и близким человеку образом Спасителя, показывает насколько безгранично простирается любовь Божия и Его милосердие ко всему человеческому роду.



Автор: Сливнякова Маргарита

Ответить

Вернуться в «Вера или суеверие»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость