Цитата:
Говоря о Церкви, необходимо сразу же отметить следующее: нельзя путать Церковь, с церковной наличной и исторической действительностью. В этой действительности ужасно много "налипшего" на Церковь, много наносного, отмершего, огромное количество подмен, извращений основных Церковных смыслов, да и просто негодных и бабьих басен (1 Тим. 4, 7), обусловленных социальными и культурными особенностями исторического существования Церкви.
О. Сергий писал :
Я понял, что смущает меня в этих словах игумена Петра. Если следовать его логике, выходит, истинная Церковь невидима, виртуальна? Скрыта под скорлупой предрассудков? Не вытекает ли из этого учения, что, реальная Православная Церковь не есть та Церковь, о которой Апостол Павел сказал, что она есть: «столп и утверждение истины»? И. может быть, если очистить от всего «наносного», исторического Католическую или Протестантскую церковь, или даже сектантство, то в результате получится некое здоровое «ядро» - истинная Церковь, равночестная очищенной от скорлупы Церкви Православной? Значит, можно получить спасение в любой конфессии, и даже вовсе не принадлежа к какой-то реальной церковной традиции, даже не являясь ее членом, а причисляя себя к «истинной» Церкви «виртуально»? И если идти далее, то и священников можно не слушать, ведь на них тоже много «налипшего», и даже анафема – не анафема, потому, что высказана в определенный исторический период живыми людьми… Где-то здесь червоточина. Что-то в этих словах протестантское. Меня больше даже беспокоит не правдивость слов игумена Петра, а вывод, какой из них следует. Это - унижение достоинства Церкви-Матери. Это все равно, что сказать ребенку: твоя мать не такая, какой должна быть настоящая мать, и потому ее не всегда и не во всем нужно слушаться. А при этом подразумевается: «ты больше слушай не ее, а меня». Да, Церковь больна суевериями и предрассудками. Но и больную мать нужно слушать. Потому что в этом спасение. Так как добродетель послушания нужна более не для того, чтобы все делать правильно и без ошибок (любую ошибку можно исправить, любой грех Бог может простить), а чтобы смирилась душа и стала подобной Христу Богу.
Действительно, очень опасное учение, причем исходящее изнутри....
""""""""
Идеи Раскольникова в современном контексте. Игумен Петр (Мещеринов): монах и супермен
Сайт «Православие и мир» продолжает воскрешать из небытия всё новые творения
радикального модерниста о. Петра (Мещеринова). Хотя некоторые из этих сочинений написаны давно, а другие недавно, они одинаково принадлежат к области недолжного, несуществующего в подлинном смысле слова.
Так и в случае новой старой статьи за 2007 г. «Таинство» послушания - в чем опасность? Основная мысль ее несложна: Христианство - это свобода, причем в самом примитивном либеральном смысле. Такая свобода, ясное дело, не допускает никакого внешнего принуждения, чем упраздняются все монашеские правила и все христианские добродетели как плод исполнения заповедей. О. Петр (Мещеринов) хорошо понимает, что устраняет послушание, смирение и покаяние, но едва ли отчетливо сознает, что за бортом такого «христианства» остаются также молитва и вера.
Понятно, что о. Петр (Мещеринов) - это крупнейшая неудача российского монашества наших дней, но тут уж речь идет не только об иночестве. «Киберпанк в Православии» предполагает систематическое издевательство на Евангелием и Святыми отцами.
Так, о. Петр (Мещеринов) освобождает своих последователей от покорности Святым отцам, а верность учению Святых называет авторитарной святоотеческой идеологией. Наш автор осуждает авторитет Святых отцов как «внешний», и весьма оригинально отличает Святых от ими сказанного и написанного. Авторитетом стали Святые отцы, сожалеет о. Петр, вернее, даже не они сами, а их книги.
Чтобы избежать пагубного влияния Святоотеческих творений о. Петр (Мещеринов) предлагает три практических правила:
Книжные святоотеческие наставления нам нужно
а) не догматизировать (адекватно относиться, учитывая контекст жизни и написания той или иной книги того или иного святого),
б) прилагать к себе, а не себя к ним,
в) обязательно проверять Евангелием.
Православному христианину покажется странной сама мысль проверять Евангелием и не догматизировать постановления Вселенских соборов, толкования св. Иоанна Златоуста или проповеди св. Григория Богослова. Но это, конечно, потому, что он себя проверяет Святыми, а не наоборот. Если прилагать и Евангельские истины к себе, а не себя к ним, то и из Священного Писания можно составить недурненькое мировоззреньице...
Нас не сильно удивило, что в своей статье о. Петр (Мещеринов) требует радикальной реформы в самой Церкви, уничтожения Ее иночества и Ее инаковости, отрешенности от мира. Всё это, однако, бледнеет перед, так сказать, позитивной программой о. Петра (Мещеринова).
Он делает большую уступку общепринятым в Христианстве мнениям, когда признает некоторое недостоинство и несовершенство человека, отводя ему всего лишь 10%:
Сам по себе я - грешное, немощное и падшее существо: я несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17). Но это не вся правда. Это 10% правды.
Если мы остановимся только на этом (к чему нас приводит рассматриваемая точка зрения), это будет ложь, подмена, та самая неадекватность, о которой мы говорили. Другая часть правды, 90% её - что Бог не отринул меня, воплотился ради меня, взошёл на крест ради меня, пришёл и вселился в меня, и в Его Церкви я - Христов, он Господь и Бог мой, а я - Его: я причастник Его любви, милости, силы и правды.
Конечно, такая арифметика смехотворна и по сути, и по форме. Но о процентах как раз можно бы и не спорить. Если к 10% относится то, что принадлежит нам, то есть грехи, то к 90% отнесено находящееся вне нашей власти, то есть то, что сделал ради нас Господь Бог. С этой точки зрения, и одного процента греха хватит с избытком, чтобы лишить причастия Божественной любви, милости, силы и правды.
Дары Божии совершенны и непреложны, но надо стать их причастником, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Петр. 1:4). Без этого речи о. Петра (Мещеринова) - я - Христов, он Господь и Бог мой, а я - Его - лишь плод самообмана.
Но обратим внимание на главное: на представление о человеке, вырисовывающееся из статьи на сайте «Православие и мир».
Это вымышленный нашим автором человек, для которого его грехи и страсти - дело десятое. Это человек, для которого все Божественные дары столь же легко и непосредственно доступны, как совершение грехов и культивация своей «свободы».
Такой человек и без догматической веры в Истину и без исполнения заповедей имеет свободный доступ во внутреннейшее за завесу, откуда ничем не стесненно черпает Божественную благодать.
Такого человека следовало бы считать свободным не только в гражданско-правовом смысле, который для о. Петра (Мещеринова) служит основным источником вдохновения. Такой человек будет, скорее, свободен абсолютно, будет сверхчеловеком, одинаково беспрепятственно владеющим земным и небесным, святым и греховным. Таковым и считает себя о. Петр (Мещеринов), но назвать его в этом случае монахом и тем более христианином было бы большой несправедливостью.
Такой супермен немощен и ничтожен, поскольку непричастен религии как поклонению Тому, Кто выше человека. Этот сверхчеловек в некоем существенном отношении вообще не человек, потому что не сознает, что жив целиком по милости Того, Кто сотворил его жизнь.
Он порывает с Источником жизни, который находится вне и выше него, и в результате становится мощным орудием обмирщения Церкви, принуждая христиан к отречению от Церкви, как союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели.""""""""