А Бог уже дома?

Ответить
Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 397
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

А Бог уже дома?

Сообщение Ксения К. » 05 янв 2016, 18:10

Сил нет, но усталость светлая. Доделали с мужем «электрику» в храме. Делали после службы. Времени мало, а дел много. Пишу “доделали”, потому что реально Вовке помогала. Он вчера рубанул палец топором, порезал сильно, отец Андрей ему повязку накладывал. Так я сегодня патроны винтила, и провода перебирала, и выключатели ставила. Муж руководил процессом. Ноги опухли, два дня не приседая. Начали сооружать временный деревянный иконостас, циркулярки работают, а я опилки мету. Надо паникадило вешать, это рабочие помогут. В пустом храме, почти готовом к открытию, – дивная тишина и красота.

Пою тихонько “Богородице, Дево, радуйся”, а звучание такое, словно голос у меня есть. И небо в окна – не рассказать! Дивно пахнет древесной стружкой, ничего ещё нет, только Крест на месте алтаря, но Ангелы уже на хорах шелестят крылами, и солнечные лучи в окнах, и звучит уже Слава Господу – в сердцах и чаяньях.

Первыми чувствуют дети то, что храм вот-вот начнёт свою службу. Они любопытными расплющенными носами липнут к оконным стёклам, толкаются в дверь: ну-ка, покажи, что там, когда уже будет служба… Завожу их тихонечко, потому что лежит всюду стружка, мозаика кафельная на полу сохнет, да и инструмент везде серьёзный лежит, только следи, чтобы не влезли куда – и циркулярная пила, и дрели-перфораторы. А они глазищи распахнули сразу, притихли и так шепотом:

- А Бог уже дома? Это же Его дом, правда?

Только охаю – вот ведь мудрость детская. Говорю:

- Конечно, Он уже здесь. Он ведь всегда там, где Его ждут и любят.

Мишка, самый шустрый, покашлял так для важности, и с хоров, куда их провела потихонечку, вдруг в голос, а эхо по всему храму:

- Бог, здравствуй! А мы к Тебе в гости!

Как им тут леденцы не раздать после такого? Жуля, наша собака с церковного подворья, словно чует, что скоро-скоро уже служба в новом храме. То носилась по двору, соседскую кошку Тяпу даже близко не подпускала к маленькому нашему подвальчику, где до последнего времени шли службы в ожидании окончания строительства нового храма. А сегодня вот на ступенях нового храма расположилась, осваивается, и так посматривает: я, мол, не просто так лежу, а пихты посаженные охраняю. А Тяпа, тем временем, на крышу нашего старого храма-подвальчика забралась, что в иные времена – невиданное дело. Жуля ни «тяв-тяв», потому что поняла, почувствовала, что готов уже новый храм, ещё неделя-другая, и начнутся службы здесь. Уступила старый, где теперь будет трапезная и воскресная школа, Тяпе.

Батюшка сегодня, как для новорожденного младенца, облачение для алтаря новое примерял. После службы открыл Царские Врата, светлое, шёлковое, серебром шитое, достал. Зовёт:

- Ну-ка, женщины, смотрите издали. Как – впору?

Рубашка белая есть на алтарь, другие облачения. Батюшка вокруг него, словно вокруг младенца, ходит – пестует. Праздник приближается. Как присядем раз в день чай пить, между трудами, тут отец Андрей и вздохнёт:

- Вот ведь как Господь всё устроил… Дед мой по революции в селе храм разрушил, а я, слава Богу, строю.

Мы вот с мужем, как домой едем после трудов в храме, всё разговариваем, вслух размышляем о дивном Промысле Божием. Если бы мне кто сказал, что после стольких лет бизнес-шмизнеса, или после трудов в операционной, кривыми путями – через войну и беду, – приведёт меня, вчерашнюю отличницу, комсомолку, активистку и “просто красавицу” на послушание к свечному ящику в храме. Что буду считать возможность быть здесь самым большим даром Господа. В строящемся храме мести опилки, винтить розетки под освещение, да просто тихо сидеть на стульчике, пока мужики ладят и строят! Смотреть во все глаза на небесную ширь в уже вымытых окнах, угадывать за шумом инструментов завтрашнее тихое “Иже херувимы”… И буду причастной Богу – Самому Господу Сил, Творцу Неба и земли, моря и всея же в них.

Ирина Вязовая

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 397
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

В новом доме

Сообщение Ксения К. » 28 фев 2017, 14:37

Две недели назад бросили всё одним махом, и без вещей, без котов, с одной котомочкой лекарств - на Донбасс. Все, переехали. Мама была совсем плоха, ждать оттепели, по которой наша машина проехала бы ледяные торосы на дорогах, не было возможности, вот и поехали электричкой, благо, ходит уже. Вовка мой шутить пытался:
- Всё правильно, по заповеданному - не бери с собой ни смены одежды, ни посоха, ни запаса еды. Вставай и иди. Донбасс встретил снегопадом - итак земля была под снегом, калитку не открыть, а забросало накануне Сретения чуть ли не по окна снежком. Первое дело нам - печь топить. Мама лежит, в доме здоровая температура - плюс восемь. Дров из дровника наносить и уголька из угольника для нее уже дело непосильное. Ну, к вечеру температуру до шестнадцати градусов в доме подняли, просто тропики. У меня вахта у плиты, лечение всегда надо с желудка начинать, бульончиком хорошо уныние стариковское лечится. Хорошо, мы с собой куру из Днепра мороженую прихватили, вот и первое лекарство готово. Маму напоила, пошла-погребла через снег, через огород - Аркадьевну поить. Та тоже у печки сидит, голову повесила, руки сложила - унывает. Первая процедура медицинская успешно прошла - согрелись да наелись старички. Ещё в пару домов заглянула, чтобы понять, кто в каком состоянии. У нас так - дым из трубы не идёт - надо квартальному доктору торопиться заглянуть в дом. Вдруг упал кто и лежит там, один? Ну, так и ночь к окнам незаметно подкатила, за хлопотами время быстро летит. На следующий день уже муж мой молотком застучал - полки мне в комнатах ладить под книги, перестановку делать, ведь не на день переехали, а, даст Бог, на всю жизнь оставшуюся. За окном красота белая, пушистая, сад тихий стоит, заснеженный, словно и не середина февраля, а начало января на календаре. Потом по улицам посёлочка нашего прошли, на столбы глядючи - провода интернетовские высматривали, у кого подведен. Нашли такой дом, давай в калитку стучать - благо, знакомые живут, лечила как-то. Рассказали они нам, куда идти надо, чтобы подключить. Дорогое, правда, сейчас это в " серой зоне" удовольствие, но что делать. "Серая зона" - это мы, посёлок наш. Линия фронта к нам не придвинулась вплотную, но канонады, когда стреляют, слышно хорошо. Жизнь идёт по военной мерке - с госпиталями вместо больниц, с колоннами бронетехники, военными на каждом углу. К людям с автоматом давно привыкли, к звуку обстрелов привыкнуть труднее. Сейчас тихо, слава Богу. Вечером перед Сретением пошла на службу в ближайший храм, на самом краю посёлка стоит, да и наши ведь улицы последние перед полями. Шли мимо стареньких четырёхэтажных - трёхэтажных домиков, что ещё в иные времена шахты строили, давали шахтёрам квартиры в более спокойные времена. У нас в посёлке эти дома многоэтажками считаются.
За последние годы, когда без воды посидеть довелось - водопровод часто перебивало снарядами - пробурили люди вскладчину в каждом таком дворе среди наших многоэтажек колодцы. Стоят теперь на каждые три-четыре дома рядом с детскими площадками деревянные домики-теремки, рядом лавочка, навес обязательно, чтобы в дождь удобно, не мокро воду набирать было. Сруб на замок закрывается, чтобы гадость какую никто не бросил. Днём, с раннего утра на лавочке какой-нибудь мужичок или бабуля сидят, дежурят. Общиной стали мои земляки жить, война заставила: сразу везде порядок образовываться начал. Порядок - это когда все друг другу помогают, присматривают друг за другом, и не затем, чтобы окрикнуть, тыкнуть в душу наставлением, а затем, чтобы нужды чужие зреть, плечо подставлять, помогать. Вот оно - относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Бабульки рано к колодцу выходят, не для того, чтобы лясы точить, а по милосердию. Улыбаются:
- Молодым на работы надо, а мы на отдыхе, последить можем. Водичкой потчуют. В последние годы у нас в воде и хлебе никому не отказывают. Когда беженцы лавиной шли с территорий, что под обстрелы попали, по домам всех разбирали.
Мы водички попили и дальше пошли. На самой окраине посёлка, рядом с двумя госпиталями стоит обычный домик, разве что посередине крыши куполок медный возвышается, да две сосны-красавицы, старые уже, лапами всплескивают, словно радуются каждому прихожанину. На воротах надпись краской: отец Александр, и номер телефона батюшки. У самого порога - колокола в ряд, звонница малая. Подошли, на медную доску глянула, на которой реквизиты храма выбиты, охнула - храм в честь Серафима Саровского, Донецкой области, Горловской епархии. Вот и опять меня позвал отец Серафим к Богу, привёл своим смотрением неусыпным к святому месту.
Зашли в храм - замерла. Посреди обычного сельского дома, обустроенного под храм - батюшка Серафим смотрит на меня с образа, написанного в человеческий рост. Большая икона на резном деревянном аналое, любимый мой образ, где батюшка Серафим в черной рясе, согбенный, но такой родной. Море людей. У нас в последнее время в Днепре в храм совсем мало людей приходить стало, даже обида мучила - красивый храм отстроили, столько сил отец Андрей положил, сам отделку придумывал, полы кафельные, с подогревом, мозаичные, а народ словно уснул. А здесь - маленький домишко, но до отказа людьми заполнен. Огляделась немного, тихонько у поминального стола встала, где место было. Служба шла, опоздали мы немного, здесь службы на час раньше начинаются. Батюшка Александр молодой, ростом его Господь наградил, словно великан возвышается во вратах алтарных. У нас на Донбассе народ все более невысокий, муж шутил всегда:
- Чтобы в забое да по лаве сподручней было лазить, земля Донецкая долговязых не рожает... Здесь даже я себя ох какой видной женщиной чувствовала, ведь метр семьдесят пять, и муж всегда гордился, когда по улице шли, подначивал - видная баба... А я ему в ответ:
- Тебе бы, как в мультике про пластилиновую ворону, жену побольше надо, жадюга... А сама радовалась - можно лопать, сколько хочешь. Рядом с отцом Александром и я себя лилипутом почувствовала. А он ещё строгий такой. Порядок в храме - всё, как положено: женщины с левой стороны стоят рядами, мужчины - с правой. Середина храма, проход к иконе на аналое свободен. Стоят тихо, строго, молятся трепетно, дыхание каждого слышно. Как солдаты в строю. Стою, радуюсь: батюшка Серафим устроил, я ведь все сокрушалась, что в свечной лавке мыслью рассеиваюсь. На вечерней службе в этот день пошла на исповедь, сильно тосковала о нашем приходе, об отце Андрее заскучала, хоть знаю, что это грех. Исповедовалась. На следующий день - ранняя утренняя служба. Пришли в храм в шесть тридцать, а там опять полно людей, словно и домой не уходили. И старухи, и мужики молодые к Причастию детей малых принесли. И опять тишина на службе такая, что даже воздух звенит. Строго служат. Истопник у них при храме есть, мужичок с ноготок, старенький, на голове три волосины, как пух какой диковинной птицы развеваются, бородёнка жидкая, а как услышит даже шорох какой до службы, или женщины слово молвят, тут же подойдёт и шутливо, но строго:
- Бабы! Нишкни! Тишина нужна!
И ведь слушают сразу, без обид.
Причастились. Домой пришли, пошла Аркадьевну кормить, выговариваю ей:
- Ну, и кто тут говорил, что у вас батюшка без помощников в храме мается? Людей-то ведь столько, что яблоку упасть негде. И в храме церковная община слаженно так все послушания распределила, и у подсвечников женщины стараются, и пол моют, и все слаженно, ровно, словно улей жужжит. Аркадьевна улыбается:
- Это я вас заманивала, нам без вас тут плохо, подожди, и вам послушание найдётся.
Остаток недели от Сретения до субботы быстро прошёл, в хозяйственных нуждах - и приготовить надо, и печь топить, да и убраться по домам у бабулек. Сама в себе думаю:
- Неужто и в Родительскую субботу столько же людей будет в храме?
Пошли заранее, знаем, что народ здесь рано встаёт, а нам записочки написать надо в алтарь. Пришли, а людей в два раза больше, чем на Сретение. В Родительскую субботу служат здесь Литургию, потом, уже после неё - водосвятный молебен. Вышли на улицу, ко всему приглядываемся, в каждом монастыре свой устав. Смотрю - люди все как-то справа стали, банки с водой на стол в углу двора составили, и тесно там стоят, а слева место свободное, никто там не становится. Ну, думаю, чтобы никому не мешать, стану тут, где свободнее. Только встали мы с мужем, вдруг как грянет за спиной прямо колокол, чуть душа из тела не вылетела. За самой спиной у нас звонница оказалась, мы не глянули, прямо, почитай, среди колоколов стали. И сразу же в лицо - полное кропило водички святой. Батюшка Александр воды не жалеет, каждого прихожанина купает персонально, с ног до головы. Стоим с мужем, рот до ушей, улыбаемся - и от звона колокольного еще вибрируем, и мокрые, а на душе диво как хорошо! Батюшка улыбается, всех поздравляет. Уже, когда домой шли, муж только покрякивал:
- Не скупой на благодать батюшка, мой бес с левого плеча от той купели и звона стрелой вылетел. Смеюсь:
- Мой тоже.
Ну, а как в воскресенье пришли раненько перед службой, тут уже меня сразу во дворе дед Михей - истопник - встречает ласково:
- Ну что, новая прихожанка, пойдём я тебе диковину покажу.
Смотрю на мужа - можно ли?
А дед:
- Молодец, то дело, что у мужа позволения спрашиваешь. То хорошо, то порядок...
Повел меня за храм, к ёлкам. Думаю:
- Что я, ёлок не видела?
А он, словно мысли читает, ворчит:
- Вот погоди малость...
Стоим, уже и колокол грянул, на службу сзывая. Только грянул, а с самой верхушки ёлки, откуда-то сверху белка рыжая шасть по стволу вниз, и замерла - смотрит на нас. Дед Михей из кармана орех достаёт грецкий и мне даёт:
- Корми, это подруга твоя. Такая у нас тут белка диковинная - чуть колокол, она не прятаться, а наоборот, на свет Божий лезет. Как и ты вчера, прямо под колокол. Наши-то местные знают, что грянет сейчас, подальше отходят, а вы с белкой явно подруги.
Отдала белке орех и на службу пошли. Чувствую, что с дедом Михеем и с белкой мы уже задружили.
Со среды потеплело у нас, вода пошла по улицам посёлочка, что затопило наше подворье по верхнюю ступеньку крыльца. Решили мы в Днепр на пару дней съездить, машину, котов и скарб какой-никакой забрать. Приехали на эти выходные. Очень мне хочется прихожанам Александровки рассказать на воскресной трапезе, как в маленьком донецком посёлке люди в храм ходят, а ленивой нашей кошке- рыжухе - про рыжую шуструю белку.


Ирина Вязовая

Ответить

Вернуться в «Говорим обо всем»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей