Олег, здравствуйте!
Потеря веры в человека, а значит и в себя – разве это не потеря?
Вера Богу возрастает обратно пропорционально вере в себя. (Это неверие себе основано на опыте. Если будете внимательны к себе – поймёте). Поэтому и помощь в молитве часто приходит на грани отчаяния, когда вера в помощь человеческими средствами иссякнет.
Если бы Бог не верил в человека – Он бы не создал его и тем более не стал бы распинаться за него. (Вот что пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей»). Но это не значит, что человеку можно дать возможность творить всё, что он захочет. Для того Господь и создал Церковь, дал Закон, Заповеди - чтоб человека постоянно влечь, возносить, тащить к Небу. Без этого человек деградирует, а человечество идет к погибели.
«О любезнейшее и краснейшее Божие создание, - человек: образ Божий, яко царскую печать, в себе имеет; честен царь, честен и портрет его. Всякой чести достоин Бог, Царь Небесный: достоин чести и образ Его - человек». (святитель Тихон Задонский сказал это о человеке до его падения). Так что христианство человека уважает. Причем всякого. Даже того, на кого мир смотреть не хочет. Кстати, есть такое не совсем церковное предание о том, почему сатана ненавидит человека и хочет его погубить: когда Господь создал человека, то призвал всё творение – ангелов, архангелов, чтоб они поклонились человеку, как образу Божию. Сатана отказался поклониться. В этот момент и совершилось его падение.
Неужели Вы на самом деле считаете, что с тех пор, как обратились к Богу, Вы стали хуже? Это вообще против всякой логики.
Я много хотел написать на эти Ваши слова. Решил просто привести ответ Аввы Дорофея (4 век) на похожий вопрос:
Некогда авва Зосима говорил о смирении, а какой-то софист, тут находившийся, слыша, что он говорил, и, желая понять это в точности, спросил его: "Скажи мне, как ты считаешь себя грешным, разве ты не знаешь, что ты свят? разве не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди: как же ты, поступая так, считаешь себя грешным?" Старец же не находился, какой ему дать ответ, а только говорил: "Не знаю, что сказать тебе, но считаю себя грешным". Софист настаивал на своём, желая узнать, как сие может быть. Тогда Старец, не находя, как ему это объяснить, начал говорить ему с своею святою простотою: "Не смущай меня; я подлинно считаю себя таким".
Видя, что Старец недоумевает, как отвечать софисту, я сказал ему: "Не то же ли самое бывает и в софистическом, и врачебном искусствах? Когда кто хорошо обучится искусству и занимается им, то, по мере упражнения в оном, врач или софист приобретает некоторый навык, а сказать не может и не умеет объяснить, как он стал опытен в деле: душа приобрела навык, как я уже сказал, постепенно и нечувствительно, чрез упражнение в искусстве. Так и в смирении: от исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом". Когда авва Зосима услышал это, он обрадовался, тотчас обнял меня и сказал: "Ты постиг дело, оно точно так бывает, как ты сказал". И софист, услышав эти слова, остался доволен и согласен с ними.
И еще, вот какой вопрос. Если бы Вы точно знали, что нет никакого посмертного наказания неправедному человеку, то что? Вы бы стали грешить направо и налево? И не совершали бы добрых дел? И пошли бы по головам для достижения своих целей?
Я не знаю, что было бы. Вполне вероятно, что – нет. Но я при этом считал бы себя очень приличным человеком и свою праведность приписывал бы себе. И жил бы спокойно и уверенно, даже не подозревая, какая змеюга сидит в моем сердце. А потом, при исходе из этой жизни – очень бы удивился, что оказывается побудительной причиной большинства моих добрых дел было просто хорошее пищеварение.
Олег! Есть ли смысл толочь воду в ступе? Если Вы верите в Бога – кто мешает Вам открыть Евангелие? Как сказал опять же некий персонаж Булгакова: «В области разума нет, и не может быть никаких доказательств существования Бога». На то она и вера. Веришь – иди к Богу. Дорога всему тебя научит.