Спрут
Добавлено: 29 дек 2009, 12:57
Побудительной причиной многих человеческих качеств, в том числе и тех, которые почитаются добродетелями, может в действительности являться страсть.
В этой теме я хотел бы предложить христианам, как воинам христовым, попробовать выявлять действие страстей, а наиболее такой страсти, как гордость. Может, это поможет кому-то разобраться в себе.
Для примера хочу предложить свое размышление о действии сей страсти на примере двух противоположных человеческих качеств:
1. Безответственность.
Человек может быть безответственным по разным причинам. Одна из них – гордость. Чувствуя внутреннее превосходство над своим начальником, подчиненный не исполняет, и даже часто не запоминает и не пытается запомнить то, что ему поручено, считая это неважным или маловажным. Он все оценивает со своей точки зрения, и ее одну считает единственно правильной и во всех случаях предпочтительной. Он уничижает в своих глазах любое «чужое» мнение, заранее, априори считая его неверным, некачественным, несовершенным.
2. Ответственность.
Главной побудительной причиной ответственного человека может быть гордость. «Мне поручили дело – я его сделаю, несмотря ни на что. Я не попрошу помощи, переступлю через любые внешние и внутренние препятствия, мешающие мне исполнить дело в точности и в срок». При этом гордый человек теряет внутренний мир, часто впадает в уныние от преткновений, мешающих ему исполнить порученное дело, идет на ложь, на подлог с тем, чтобы получить похвалу за ответственность, а главное – чтобы самоутвердиться в своих глазах, чтобы иметь возможность и далее свысока смотреть на окружающих. А, исполнив дело, преисполняется чувства собственной важности, значимости. При этом у него опять же будет чувство собственного превосходства не только над собратьями, которые не имеют такого уровня ответственности, но и над тем, кто ему это дело поручил.
Как страшно увидеть себя без прикрас. Как страшно осознать, что все мои, даже самые добрые, правильные дела заражены страстью, к исполнению их побуждает меня страсть, и венчает эти мои дела опять же страсть. Как трудно себе в этом признаться!
Свт Игнатий Брянчанинов «В каком падении наше естество? Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие»
«Мое сердце согласно быть милосердым по движению крови, но быть милосердым по заповеди Христовой для него – распятие»
«Я обязан принуждать себя к милосердию сообразно заповедям Евангелия, хотя б это и было сопряжено с насилием сердца, носящего в себе заразу греха, общую всем человекам. Естественное милосердие, как произведение плоти и крови, не может быть богоугодною добродетелью. Мало того! Оно враждебно заповедям евангельским!»
В этой теме я хотел бы предложить христианам, как воинам христовым, попробовать выявлять действие страстей, а наиболее такой страсти, как гордость. Может, это поможет кому-то разобраться в себе.
Для примера хочу предложить свое размышление о действии сей страсти на примере двух противоположных человеческих качеств:
1. Безответственность.
Человек может быть безответственным по разным причинам. Одна из них – гордость. Чувствуя внутреннее превосходство над своим начальником, подчиненный не исполняет, и даже часто не запоминает и не пытается запомнить то, что ему поручено, считая это неважным или маловажным. Он все оценивает со своей точки зрения, и ее одну считает единственно правильной и во всех случаях предпочтительной. Он уничижает в своих глазах любое «чужое» мнение, заранее, априори считая его неверным, некачественным, несовершенным.
2. Ответственность.
Главной побудительной причиной ответственного человека может быть гордость. «Мне поручили дело – я его сделаю, несмотря ни на что. Я не попрошу помощи, переступлю через любые внешние и внутренние препятствия, мешающие мне исполнить дело в точности и в срок». При этом гордый человек теряет внутренний мир, часто впадает в уныние от преткновений, мешающих ему исполнить порученное дело, идет на ложь, на подлог с тем, чтобы получить похвалу за ответственность, а главное – чтобы самоутвердиться в своих глазах, чтобы иметь возможность и далее свысока смотреть на окружающих. А, исполнив дело, преисполняется чувства собственной важности, значимости. При этом у него опять же будет чувство собственного превосходства не только над собратьями, которые не имеют такого уровня ответственности, но и над тем, кто ему это дело поручил.
Как страшно увидеть себя без прикрас. Как страшно осознать, что все мои, даже самые добрые, правильные дела заражены страстью, к исполнению их побуждает меня страсть, и венчает эти мои дела опять же страсть. Как трудно себе в этом признаться!
Свт Игнатий Брянчанинов «В каком падении наше естество? Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие»
«Мое сердце согласно быть милосердым по движению крови, но быть милосердым по заповеди Христовой для него – распятие»
«Я обязан принуждать себя к милосердию сообразно заповедям Евангелия, хотя б это и было сопряжено с насилием сердца, носящего в себе заразу греха, общую всем человекам. Естественное милосердие, как произведение плоти и крови, не может быть богоугодною добродетелью. Мало того! Оно враждебно заповедям евангельским!»