Покаяние и Любовь нелицемерная..

Разделите мою боль
Ответить
KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 21 янв 2011, 20:48

Простите меня, грешного за поучения! Слава Богу за все!

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 24 янв 2011, 20:24

Слезное моление в понедельник вечером

Приими прошение оскверненных и нечистых уст, Владыка всяческих, человеколюбивый Иисусе Христе. Не погнушайся мною, как недостойным и несмысленным, и не признай недостойною утешения Твоего душу мою, приближающуюся ко аду.
Взыщи меня, как погибшую овцу, потому что вовсе нет во мне ни усердия, ни смысла к исправлению себя.
Ослеплен я сластолюбием, омрачена душа моя и от упоения страстями сердце мое стало безчувственным. Всю горечь свою, все лукавство, все неразумие исповедую Тебе, Господи, Спаситель мира.
Скажу также всю приятность, всю сладость того, что по благости Своей соделал Ты со мною, Человеколюбец.
С первого возраста стал я преогорчителем, не расположенным к добру, изобретателем всякого порока, способным на всякий грех. Но Ты, Владыка, Сыне Божий, по великим щедротам Твоим не воззрел на все мое лукавство. Глава моя вознесена благодатью Твоею, Владыка, но снова смиряется по причине грехов моих. Благодать Твоя снова влечет меня к жизни, а я со всем усердием устремляюсь скорее к смерти, потому что пагубный навык мой к слабостям, даже против воли моей, увлекает меня к себе.
Ужасен страстный сей навык: неразрешимыми узами связывает он ум мой и узы сии всегда кажутся мне вожделенными. По навыку опутываюсь сетями и радуюсь, бедный, что опутан. Погружаюсь на самую несносную глубину — и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет узы мои, а я — восхищаюсь.
О, сколько искусства у врага! Не связывает меня узами, какими не хочу, а, напротив того, налагает всегда такие узы и сети, которые принимаю с великим удовольствием, ибо знает, что произволение мое сильнее, и во мгновение ока налагает такие узы, какие сам хочу.
Сие рыдания и плача достойно, в том позор и стыд, что связан я своими хотениями. В одно мгновение могу сокрушить узы и освободиться от всех сетей, но, одолеваемый слабостями и произвольно раболепствуя страстным навыкам, не хочу сделать того. Еще ужаснее, еще больше заставляет меня обливаться слезами стыда то, что соглашаюсь с хотениями врага своего. Он связывает меня и я умерщвляю себя страстями, которые радуют его. Могу сокрушить узы, но не хочу; могу избежать сетей, но не желаю. Что горестнее сего плача и рыдания? Какой стыд тягостнее этого? Увы, нет стыда более горького, как выполнять человеку хотения врага!
В таком положении нахожусь я, окаянный — знаю узы свои и скрываю их из робости. Совесть моя обличает меня: «Почему не трезвишься ты, бедный? Не знаешь разве, что страшный день Суда при дверях? Восстань, как сильный, разорви узы свои — у тебя есть сила разрешать и вязать!».
Так обличает меня всегда святая совесть, но не хочу освободиться от уз и сетей. Каждый день сетую и воздыхаю о сем; оказывается же, что связан я теми же страстями.
Окаянен я и беден, не выказываю успехов во благо жизни своей, не боюсь оставаться в сетях смертных. Тело, напоказ видящим, облечено благоговейною наружностью, а душа — опутана непристойными помыслами. Стараюсь быть благоговейным наружно, а внутренне я — мерзость пред Богом. Услаждаю речь свою, говоря с людьми, а сам горек и лукав в произволении.
Что же мне делать в день испытания, когда Бог откроет все пред судилищем? Великий страх непрестанно сокрушает сердце мое, потому что связан я пленицами несметных беззаконий моих. Сам знаю, что буду там наказан, если Судию не умилостивлю слезами здесь.
Посему-то не удерживаешь Ты, Владыка, щедрот Своих во гневе, ибо Сам ожидаешь моего обращения. Ты не хочешь видеть, чтобы кто-либо горел в огне, но всем человекам желаешь спастись в жизнь.
Посему, уповая на щедроты Твои, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, припадаю к Тебе и умоляю: «Воззри на меня и помилуй меня; изведи душу мою из темницы беззаконий и да воссияет луч света в моем разуме, пока не пришел я будущую, страшную для меня жизнь, где совершенно будет невозможно покаяться в худых делах!».
Великий страх объемлет меня, бедного и блудного — как пойду совершенно неготовым и обнаженным от покрова добродетелей? Страх и боязнь объемлют меня, ибо вижу, что неревностен я к добру, но обуреваюсь противными помыслами, потому что слушаюсь бесов, которые сластолюбием уловляют меня в погибель. Если не обличаю себя своей совестью, то во многом кажусь себе хорошим.
Уподобляюсь нерадивому и ленивому купцу, который в один день теряет свой достаток и прибыль. Так я, бедный, теряю небесные блага среди множества развлечений, вовлекающих меня в худые дела. Сам в себе ощущаю, как ежечасно окрадывают меня, и, не хотя, занимаюсь тем, что ненавижу.
Удивляет меня злое произволение мое во время скорбей, в которых всегда наиболее погрешает оно. Удивляет меня покаяние мое: почему не имеет оно твердого основания зданию воздержания? Потому что не допускает сего враг души моей. Каждый день полагаю основание зданию и собственными своими руками разоряю опять труд. Прекрасное покаяние не положило еще во мне хорошего начала, а злому нерадению нет и конца. Порабощен я слабостями, по воле врага моего усердно выполняя все им любимое.
Кто даст главе моей воду в неистощимом обилии и очесем источники слезные, которые бы непрестанно проливали слезы, да плачуся (Иер. 9: 1) всегда пред милосердным Богом, чтобы, послав благодать Свою грешнику, обуреваемую ежечасно душу мою извлек Он из свирепеющего моря, мятущегося греховными волнами.
Усилились хотения мои, стали подобны ранам, которые вовсе не терпят врачебных перевязок.
Жена блудница, пришедши в ужас, вдруг оказалась целомудренною и усердною, потому что возненавидела дела срамного греха, приведя себе на память будущий вечный стыд и нестерпимое мучение в наказании. А я, ежедневно обещаясь отстать от греховных страстей, не отстаю от них, но всегда, неразумный, держусь худого своего навыка.
Есть у меня в надежде чаяние покаяния; обманутый этим суетным обещанием, всегда говорю: “Покаюсь”, — и доныне не каюсь. На словах только прилежно каюсь, а делами — весьма далек от покаяния. Забываю даже, наконец, собственную свою природу, потому что делаю зло с ведением и грешу по упорству.
Исав не нашел места покаянию, потому что с упорством привлекал к себе грех и грешил не по увлечению и не по заблуждению, но с ведением, после вразумлений, огорчил родителей и не устыдился Бога. И Иуда предатель не нашел места покаянию, потому что грешил, пребывая вместе с Господом, и знал, что делал, после того как видел на себе опыт благодати.
Поэтому чего ожидать мне, бедному, в рассуждении грехов моих, содеянных в ведении? Известно, что и помысливший только худое равен содеявшему. Чем буду оправдываться в бесчисленном множестве беззаконий моих? Хам, замысливший только посмеяться над отцом — отвержен. Соумышленники Кореевы поглощены землею, хотя вовсе ничего не сказали и не сделали. Подобным образом пострадали и бывшие при Илие. И Саул, внявший помыслам идолослужения — отвержен. И Ахитофел, подавший только совет — умер во грехе. И сыны Аароновы, погрешив, наказаны смертью. И Сапфира с мужем — за пренебрежение свое — не имели времени на покаяние. Рассматриваю дело свое, беру во внимание согласие свое и ожидаю перевеса правосудия, признаю его явно справедливым.
Для чего ввожу себя в заблуждение принятым мною на себя образом, когда чужд я добродетелей и пред Богом, все назирающим, делаю противное? Справедливо фарисеи потерпели обличение от Христа Спасителя, Который наружность их назвал лицемерною. И я всего чаще бываю в таком затруднении, потому что, обличаемый своею совестью, негодую и обличение кажется мне жестоким.
Истина горька старающимся утаиться. Раскрою свою наружность — и окажутся во мне черви. Сниму с себя личину персти — и окружающие меня увидят, что лежит во гробе, рассмотрят силу моих дел, заметят фарисейское подобие. А если не сделается это явным здесь, то огнь искусит на Суде, как говорит Апостол (1 Кор. 3: 13).
Простри, Господи, руку помощи мне, лежащему во прахе. Ибо хочу встать — и не могу, бремя греха подавило меня и лукавый навык удерживает меня. Смотрю глазами, а хожу как во мраке; движу руку свою — как в глубокой тьме и весь я — как расслабленный.
Благодушествую — и недоволен собой. Даю обет перемениться — и пощусь, но всегда встречаю препятствия; ревностен я к славословию, а не позабочусь угождать Богу.
Как осмелюсь просить об оставлении прежних грехов моих, нимало не забывая прежнего своего поведения? Или как совлекусь ветхого растленного человека, не отложив вожделений прежнего своего обольщения? Увы мне! Как перенесу обличения в беззаконных делах моих и помыслах? Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих (Пс. 50:3). Недостойные уста и сердце нечистое, и душа, очерненная грехами, вопиют к Тебе, Владыка, услыши меня по благости Твоей и не отринь прошения моего, потому что не отвергаешь прошений истинно кающихся.
Мое же покаяние — не чисто, но растленно. Один час каюсь и два — преогорчаю Тебя.
Утверди прошение мое в страхе Твоем, Господи, утверди душу мою на камне покаяния. Свет благодати Твоей да препобедит тьму, которая во мне.
Снизойди на моление мое, Благий Господи, не по правде моей, потому что не имею у себя ничего доброго, но по щедротам Твоим, по великой и несказанной благости Твоей. Воздвигни члены мои, сокрушенные грехом, просвети сердце мое, омраченное лукавым вожделением, спаси меня от всякого лукавого дела, да не до конца низложит меня противник.
Не отврати лица Твоего от меня и не скажи мне: аминь, глаголю тебе, не вем тя (Мф. 25:12).
Спаси скорбную душу от смерти, Господи, имеющий власть над жизнью и смертью, ибо Ты сказал, Владыка: просите и дастся вам (Мф. 7:7).
Очисти меня, Господи, от всякого греха прежде кончины и даруй мне, Человеколюбец, во всю эту краткую жизнь мою источать из сердца слезы к очищению душевных скверн моих, чтобы мог я здесь еще из многих моих обязательств уплатить хотя бы немногие взыскания и там спастись под покровом всесильной руки Твоей, когда всякая душа вострепещет пред страшною Твоею славою.
Ей, Владыка, Единородный Сын Божий, услыши и приими прошение грешного и недостойного раба Твоего, спаси меня туне, по благодати Твоей, потому что Ты милосердный и человеколюбивый Бог, и Тебе со Отцем и Святым Духом воздаем славу и благодарение, и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков!
Аминь.

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 29 янв 2011, 22:29

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Зачерпни воду из источника, сначала эта вода будет мутной, но когда она отстоится, то станет прозрачной, и мы увидим в ней каждую песчинку, каждый малый камушек. Так и душа человека – только в безмолвии человек может увидеть раны и язвы своей души, только лишь в безмолвии может начаться истинное покаяние.
Многие из нас говорят: «Мы говеем, мы каемся, но как будто не получаем никакой пользы – опять творим те же грехи». В Патерике рассказано о двух монахах, которых искушал демон. Оба монаха пришли к своему духовному наставнику, старцу, и исповедались у него. Когда затем они встретились, один сказал другому: «Знаешь, брат, моя исповедь не помогла мне». Другой брат отвечал: «А я после исповеди почувствовал огромное облегчение». И спросил первого брата: «Как ты каялся?» Тот ответил: «Я пришел в келлию старца, рассказал ему, что происходит со мною, попросил молитв о себе и вышел». Второй брат сказал: «А я, войдя в келлию старца, пал ему в ноги, обливал их слезами; я рассказал ему о всех искушениях, мучениях и страстях, раздирающих мою душу, я обвинял в них только самого себя. Мне казалось, что я стою перед Самим Христом, а не перед старцем, я целовал его ноги и плакал, пока старец не поднял меня. После этого я получил большое облегчение».
Братия и сестры! Наше покаяние не должно быть кратким, сухим рассказом о грехах, оно должно быть образом Страшного Суда Бога над человеком.

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 31 янв 2011, 22:06

Слезное прошение во вторник вечером

Увы мне, какому подпал я осуждению, в каком нахожусь стыде! Сокровенное мое не таково, как наружное! Беседую о безстрастии, а сам и день и ночь помышляю о гнусных страстях; начав речь о непорочности, занимаюсь мысленно непотребством.
Увы, какое предстоит мне испытание! Подлинно, ношу на себе образ благочестия, а не силу его. С каким лицом приступлю ко Господу Богу, знающему тайны сердца моего, будучи повинен в стольких худых делах? Стоя на молитве, боюсь, чтобы не сошел огнь с неба и не попалил меня, как некогда приносивших кадило в пустыне пожег огнь от Господа.
Итак, чего ожидать мне, на котором лежит весьма тяжкое бремя грехов? Сгорает сердце мое, изменился благочестивый мой помысл, омрачен мой ум. Как пес возвращаюсь всегда на блевотину свою (Притч. 26:11). Нет у меня дерзновения пред Испытующим сердца и утробы. Нет у меня чистого ума; нет у меня слез во время молитвы; хотя воздыхаю, прохлаждаю лицо свое, покрытое стыдом, ударяю себя в грудь — это жилище страстей, эту рабочую храмину лукавых помыслов.
Слава Тебе, Единый долготерпеливый! Слава Тебе, Единый Благий! Слава Тебе, Благодетель душ и тел наших! Велики щедроты Твои, Господи, к нам, грешным! Не отринь меня с теми, которые говорят Тебе: «Господи, Господи!», и не исполняют воли Твоей; не отринь, по молитвам Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и по молитвам всех, благоугодивших Тебе.
Знаешь Ты, Господи, скрытые во тьме страсти, известны Тебе язвы души моей. Исцели мя, Господи, и исцелею (Иер. 17:14). Если не Ты, Господи, созиждешь дом души, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126:1).
Приготовляюсь к противоборству со страстями, когда воюют они против меня, но злокозненность змия расслабляет душевные силы сластолюбием. И хотя никто не связывает мне рук, страсти влекут меня, как пленника.
Усердно желаю исхитить из пламени сгорающего в нем, и, пока собираюсь с силами, запах огня вовлекает самого меня в огонь. Стремлюсь также спасти утопающего и по неопытности сам с ним утопаю. Упрекаю увечного, а между тем сам я слеп. Хочу, бедный, стать врачом страстей, сам находясь у них в плену.
Просвети, Господи, очи сердца моего, чтобы познать мне множество страстей моих. Благодать Твоя да приосенит меня, Владыка, просвети омраченный мой ум и при неведении моем всели в меня Божественное ведение, яко не изнеможет у Тебя всяк глагол (Лк. 1:37).
Ты, Господи, для народа Твоего непроходимое море соделал некогда удобопроходимым. Ты из несекомого камня жаждущим людям Твоим дал воду. Ты один, по благости Своей, спас попавшегося разбойникам. По великой благости Твоей, Господи, умилосердись и надо мною, который попался в руки разбойникам и, как узник, связан злоумием.
Никто не в состоянии исцелить страдание души моей, кроме Тебя, Господи, ведущего глубины сердца моего. Сколько раз я, окаянный, сам себе назначал пределы и строил стены между собой и беззаконным грехом своим? Но, как скоро противники вступали со мною в борьбу, разум преступал пределы и разорял стены, потому что пределы не были приведены в безопасность страхом Всесовершенного и стены не были основаны на искреннем покаянии.
Кто не будет плакать о мне, потому что за малое удовольствие презрел я нескончаемый огонь и не взыскал вечного Царства? Служил страстям я, несчастный, погубив достоинство души своей, стал подобен скотам и не могу возвести взоров к благосердому Господу. Почивал я некогда, обогащаемый дарованиями, а теперь возлюбил нищету страстей. Чужд стал добродетелей, отлучившись в дальнюю страну порока. Полумертв я и весьма малый имею в себе остаток жизни.
Плачьте, преподобные и праведные, о мне, объятом страстями и грехами. Плачьте, подвижники воздержания, о мне, чревоугоднике и сластолюбце. Плачьте, милостивые и снисходительные, о мне, помилованном и преогорчающем. Плачьте, возлюбившие доброе и возненавидевшие лукавое, плачьте о мне, возлюбившем лукавое и возненавидевшем доброе. Плачьте, стяжавшие доблестное житие, о мне, который по наружности любитель добродетели, а на деле предан страстям и беспечен. Плачьте, благоугодившие Богу, о мне, человекоугоднике. Плачьте, имеющие совершенную любовь к Богу и ближнему, о мне, который оказываю любовь на словах и далек от нее на деле. Плачьте, приобретшие и плодоносящие терпение, о мне, нетерпеливом и бесплодном. Плачьте, непостыдно молящиеся Богу, о мне, который стыжусь воззреть на высоту небесную. Плачьте, приобретшие кротость, о мне, чуждом оной. Плачьте, смиренномудрые, о мне, высокоумствующем и горделивом. Плачьте, приобретшие апостольскую нестяжательность, о мне, приверженном к вещественному и обремененном. Плачьте, верные и непоколебимые сердцем пред Господом, о мне — двоедушном, слабом, неблагоискусном. Плачьте, возлюбившие плач и возненавидевшие смех, о мне, возлюбившем смех и возненавидевшем плач. Плачьте, содержащие в уме суд по смерти, о мне, который утверждаю, что помню суд, а делаю противное. Плачьте, наследники Царства Небесного, о мне, наследнике геенны огненной.
Молитесь, святые Божии, о душе обуреваемой; чем можете, тем и помогите, святые Божии. Ибо знаю, что, если будете умолять человеколюбца Бога, все будет даровано нам из моря Его благости. И как Бог человеколюбив, так и вы, умоляемые мною, грешным, не презрите прошения моего, потому что сам, по множеству грехов своих, не имею дерзновения. Ваше дело, святые Божии, ходатайствовать за грешных, а дело Божие — миловать отчаянных. Умоляйте, святые Божии, Царя о пленнике; умоляйте Пастыря об овце; умоляйте Жизнь о мертвеце, чтобы послал руку Свою и подкрепил смиренную душу мою в ее поползновенности.
Припадаю к щедротам благости Твоей, Владыка всех. Приими моление грешного, услади душу, огорченную грехом, напой жаждущего из источника жизни и руководи меня путем ее. Как Владыка раба Своего, введи меня царскими вратами, чтобы освободиться мне от рабства бесчестным страстям, потому что сердце мое опутано как бы железными цепями. Да предварят меня щедроты Твои, Господи, по молитвам святых Твоих, прежде нежели повлечен буду я вместе с делающими беззаконие.
Там откроется сделанное мною во тьме и явно. Увы, какой стыд обымет меня, когда увидят меня осужденным думающие теперь, что я безукоризнен! Оставив духовное делание, подчинился я, бедный, страстям. Увы, душа моя, для чего солнце омрачается мглою страстей? Для чего жизнь истощается смертью? Почему мгла не исчезает при явлении лучей света? Почему тление предпочитаем нетлению? Для чего дозволяем страстям влечь душу к земле? Боготканную одежду соделали мы негодною к употреблению и недостойною царского брака; добровольно продали себя грехам, поработились врагу жизни нашей.
Что скажешь Судие в тот страшный и трепетный день? Скажешь ли: терпел ради Тебя голод или жажду, или наготу, или смирялся, или любил Тебя всею душою своею?
Учитель непрестанно с дерзновением вопиет: «Кто во власти, тот приими на себя узду; кто в рабстве, тот приими равночестие; кто нищ, то возьми некрадомое сокровище!» Для чего избираешь не свободу, но тесноту? Для чего выжидаешь времени, а не слушаешь рассудка? Для чего внимаешь злонамеренному другу, а не спасительной любви? Почему не помогаем природе, пока есть у нас время? Пока ты еще господин помыслов, пока не изнемогли у тебя тело и ум, пока не у других в руках твое доброе, пока очевиден, а не сомнителен для тебя дар и благодать касается глубин, пока слезы твои служат для тебя указанием твоего исшествия — предупреди, мужественно стань против страстей в Божием ополчении с Божией помощью. Доблестно сразись с Голиафом, чтобы не предупредил тебя разбойник, не предвосхитил убийца, не заградил тебе дверей кто-либо из вземлющих Царствие силою и хищнически.
Надобно бояться и со всею осторожностью наблюдать, чтоб не оказаться нам солгавшими исповеданию. Если Бог, приемлемый в посредники, утверждает договоры наши с людьми, то какая опасность оказаться нарушителями оных и действительно быть виновными не только в других грехах, но и в самой лжи, притом когда нет другого возрождения, воссоздания и восстановления в прежнее состояние? Опасное дело — когда кончилось торжище, тогда уже искать покупки. Опасно размышлять после дела и тогда же уже чувствовать вред. По переселении отсюда, после горького завершения того, что сделано каждым в жизни, невозможно уничтожение вреда.
Как мытарь воздыхаю, как блудница проливаю слезы, как разбойник вопию, как блудный сын взываю к Тебе: «Человеколюбивый Христе, Спаситель мира, истинный Свет, подкрепи изнемогающую душу мою, расслабевшую от упоения сластолюбием; уврачуй струпы ее и заблуждения ума моего; честною кровию Твоею омой ее, очерненную гнойными кровями греха».
Ныне время благоприятное, ныне день спасения! По множеству милосердия Твоего обрати меня, Единый долготерпеливый, и избавь меня от всякой неги сластолюбия. Да не в конец сожжет меня пещь страстей, угаси ее росою милосердия Твоего.
Увы мне! Ты, Господи, даровал мне свет ведения, а я отверг его. Увы мне! Всегда я изнемогал и изнемогаю, и непрестанно посещает и врачует меня благодать Твоя, но я ежечасно отвергал и отвергаю дар исцеления ее. Сколь многими дарами, Владыка, наделял и всегда наделяешь Ты меня, грешного, а я, окаянный, намеренно неблагодарен. Благодать Твоя всегда услаждает, всегда просвещает, непрестанно подкрепляет меня, а я всегда отвергаю ее и снова прелагаюсь в горечь свою.
Ты, преблагий, напоминаешь мне смерть, вечные мучения, и всегда влечешь меня к жизни, чтобы спастись мне, но я всегда остаюсь злонравным. Посему никакого не буду иметь оправдания там. Ударяю в дверь милосердия Твоего, Господи, да отверзется она мне. Не перестаю умолять, чтоб получить просимое; как неотступный, домогаюсь помилования.
Будь долготерпелив ко мне, развращенному, избавь меня от обладающих мною грехов; и, став здравым, да восстану с одра тлетворного греха. Освободи меня от всякого лукавого дела прежде, нежели постиг меня конец. Ибо во аде же кто исповестся Тебе (Пс. 6:5)? Убели оскверненный мой хитон прежде, нежели вышло страшное повеление и застигло меня, неготового и постыжденного. Избавь сокрушенную душу мою из уст львовых и спаси ее по благодати и щедротам, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, потому что благословен Ты во веки веков! Аминь.

Аватара пользователя
Саша
патриот форума
Сообщения: 1327
Зарегистрирован: 25 июн 2007, 22:27
Контактная информация:

Сообщение Саша » 01 фев 2011, 11:52

Ксения очень хорошая молитва...спосибо тебе большое....

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 04 мар 2011, 21:36

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

МЫСЛИ ХРИСТИАНИНА О ПОКАЯНИИ И СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ

МОСКВА Синодальная библиотека 1990

________________________________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

О покаянии

• Самопознание
• Гордость
• Злоба
• Грехи плоти
• Глубокая скорбь и сокрушение о грехе
• Исповедь
• Исправление жизни
• Пост

О Св. Причащении

• Божественная литургия
• Приготовление к св. причащению
• Плоды достойного причащения

«Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения!»
Молитва Ефрема Сирина


Самопознание

С тех пор, как согрешил первый человек, люди до того омрачены грехом в самом средоточии своего существа (в сердце), что не имеют весьма часто сознания и чувства вездеприсутствия Божия и думают, что четыре стены и потолок закрывают их от Того, Кто все наполняет, Кто зрит и Того, кто таится в сокровенном месте. Аще утаится кто в сокровенных, Аз не узрю ли его? Еда небо и землю не Аз наполняю? [1] Наг есмь и скрыхся! [2] Ан нет.
Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся, и прислушивайся к нему, что препятствует к соединению его с всеблаженным Богом? Это да будет наука наук, и ты при помощи Божией легко можешь замечать, что тебя отдаляет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним. Об этом сказывает самое сердце, то соединяющееся с Богом, то отторгаемое от Него. Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом; - он-то отдаляет от нас Бога разными страстями или похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской.
Испытывай себя чаще: куда зрят очи твоего сердца – к Богу ли и к жизни будущего века, к премирным, блаженным и светоносным силам небесным и святым, водворенным на небесах, или – к миру, к земным благам: пище, питью, одежде, жилищу, к людям грешным и суетным их занятиям? О, если бы очи наши были устремлены выну к Богу! А то мы только в нужде и беде обращаем очи свои ко Господу, во время же благоденствия очи наши обращены к миру и суетным его делам. А что принесет мне, скажешь, это взирание ко Господу? Глубокий мир и спокойствие твоему сердцу, свет уму твоему, святое рвение воле твоей и избавление от сетей вражиих. Очи мои выну ко Господу, говорит Давид и приводит причину того: яко Той, говорит, исторгнет от сети нозе мои. [3] Господь речет мир на обращающия сердца к нему. [4]
Грех закрывает сердечные очи: вор думает, что Бог не видит; блудник, предаваясь сквернодействию, думает, что Бог его не видит; сребролюбивый, объедало, пьяница думают, что они утаиваются со своими пристрастиями. Но Бог видит и судит. Наг есмь и скрыхся. [5] так говорит своими делами всякий грешник, скрывающийся от вездесущего Бога.
Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно – всю жизнь, это – тайный помысел его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь, хотя бы на одно мгновение. Надобно непрерывно утверждать его в Боге, от Которого оно постоянно мысленно отвращается, и великий успех в христианской жизни стяжал тот, кто может искренно воскликнуть с Анною, матерью Самуила: утвердися сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем, расширишася уста моя на враги моя, возвесилихся о спасении Твоем. [6]
Надо омываться от грязи, а молитва есть омовение от духовной грязи, т. е. от грехов, особенно – слезная.
Мы грешим помышлением, словом и делом. Чтобы сделаться чистыми образами Пресвятой Троицы, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге – Отцу, слова – Сыну, дела – Духу Святому всесовершающему. Грехи помышления в христианине – немаловажное дело, потому что все угождение наше Богу заключается, по свидетельству св. Макария Египетского, в помышлениях: ибо помышления суть начало, от них происходят слова и деятельность, - слова, потому что они или дают благодать слышащим, или бывают словами гнилыми и служат соблазном для других, растлевают мысли и сердца других; дела тем более, потому что примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая к подражанию им.
Совесть в людях есть не что иное, как глас ходящего в сердцах человеческих Бога вездесущего. Как все создавший и един Сый, Господь знает всех, как Себя, - все мысли, желания, намерения, слова и дела людей настоящие, прошедшие и будущие. Как бы я ни забежал вперед своими мыслями, своим воображением, Он там прежде меня, и я всегда, неизбежно в Нем совершаю свой бег, всегда имею Его свидетелем путей моих. Очи Его отверзты на вся пути сынов человеческих [7] Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего комо бежу? [8]
О, если бы мы обращали внимание на последствия наших грехов или добрых наших дел! Как мы были бы тогда осторожны, бегая греха, и как были бы ревностны на добро; ибо мы ясно видели бы тогда, что всякий грех, вовремя не исторгнутый, навыком укрепившийся, пускает глубоко свои корни в сердце человека и иногда до смерти смущает, уязвляет и мучит его, пробуждаясь, так сказать, и оживая в нем при всяком случае, напоминающем сделанный некогда грех, и таким образом оскверняя его мысль, чувство и совесть. Нужны тучи слез, чтобы отмыть застарелую грязь греха: так она прилипчива и едка! Напротив, всякое доброе дело, сделанное когда-либо искренно, или повторением перешедшее в навык, радует наше сердце, составляет отраду нашей жизни при сознании, что мы не совсем напрасно прожили нашу жизнь, исполненную грехов, что мы похожи на людей, а не на зверей, что и мы по образу Божию сотворены, и в нас есть искра божественного света и любви, что хотя некоторые добрые дела будут противовесом худым нашим делам на весах неумытой правды Божией.
Сердце чисто, так и весь человек чист; сердце не чисто – так и весь человек не чист: от сердца бо исходят помышления злая, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы… [9] Но святые все постом, бдением, молитвою, богомыслием, чтением слова Божия, мученичеством, трудами и потами стяжали чистое сердце, и вселился в них Дух Святый, очистил их от всякой скверны и освятил их освящением вечным. Старайся и ты более всего об очищении сердца. Сердце чисто созижди во мне, Боже. [10]
Как я поврежден грехом! Что-нибудь худое, злое, нечистое тотчас мыслится и чувствуется в сердце, а доброе, хорошее, чистое, святое часто только мыслится и говорится, а не чувствуется. Увы мне! Еще зло ближе к моему сердцу, чем добро. Кроме того, зло только подумал или почувствовал, и тотчас готов его сделать, и сделаешь скоро и удобно, если не имеешь страха Божия, - а добро, еже хотети прилежит мне, а еже содеяти не обретаю [11] в себе силы, и задуманное доброе дело часто откладывается в долгий, долгий ящик.

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 15 мар 2011, 19:13

О ЛЮБВИ ИСТИННОЙ

СВТ. ИННОКЕНТИЙ ХЕРСОНСКИЙ

"Господи и Владыко живота моего, дух ЛЮБВЕ даруй ми, рабу Твоему!"

Даруй: ибо аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, был (яко) медь звенящи или кимвал звяцаяй.
Даруй: ибо аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто¬же есмь!
Даруй: ибо аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же имам: никая пользами есть (1 Кор. 13; 1-3).
Так высоко ценит дар любви святой апостол Павел, у коего заим¬ствовали мы слова сии. Он называет ее союзом или совокупностью всех совершенств; ставит ее не только превыше пророчеств, дара языков и знаний, но и выше самой веры и надежды: болъши же сих любы. Иначе и нельзя ценить сию добродетель; ибо Сам Господь Бог наш, по свидетель¬ству святого евангелиста, Любы есть, и только пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4; 16).
Но что это за любовь, так высоко ценимая? Очевидно, не та, что гос¬подствует в мире; ибо и мир исполнен любовью, но какою? Все, еже в мире, - говорит тот же апостол, - есть похоть плотская... похоть очес, и гордость житейская (1 Ин. 2; 16). Сия нечистая любовь не успокаивает, а раздражает, не созидает, а превращает; от сей любви рушится тишина и благо семейств; стонут веси и грады; льется иногда рекою кровь челове¬ческая. Любовь сия хуже самой ненависти мирской: ибо ненависть зас¬тавляет быть осторожным и убегать сетей вражиих, а любовь плотская заставляет добровольно стремиться в пропасть.
Хотите ли знать свойства чистой любви христианской? - Нельзя луч¬ше изобразить ее, как она изображена у святого апостола Павла. Любы, - говорит он, - долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, ни безчинствует, не ищет своих си, не раз¬дражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о ис¬тине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает (1 Кор. 13; 4-8).
Очевидно, такой любви нет в мире. Были все мы созданы для сей святой любви и имели ее некогда, но не умели сохранить. Пришел дух злобы и возмутил адским дыханием своим поток любви в нашем сердце. С тех пор мы во вражде со всем миром и с самими собою.
В самом деле, что теперь любовь наша? Большею частью сокрытая ненависть.
Если мы любим Самого Бога, то потому, что Он всемогущ, и мы опасаемся впасть в руки Его правосудия, - подвергнуться Его гневу и мукам вечным. От¬нимите пламень ада, - и у многих угаснет любовь к Самому Богу. Что же это за любовь, которая имеет нужду возгреваться от пламени адского?
Если мы любим ближних, то потому, что они служат к нашей пользе и удовольствию; потому, что видим в них необходимые орудия для своего самолюбия, своих страстей и прихотей. В противном случае тотчас за¬ступает место отвращение и даже ненависть, вражда и преследование.
Что, наконец, выходит из любви нашей к самим себе, которая, по-види¬мому, так беспредельна и неизменна? То, что мы, раболепствуя всю жизнь похотям и страстям своим, погибаем, наконец, телом и душою. Посему-то слово Божие не находит для нашего блага другого средства, как пред¬писать нам вместо нечистой любви чистую ненависть к самим себе. Та¬кова наша любовь!
Кроме сего злополучного превращения в нас дара любви, в сердце нашем есть другое, ужасное зло, - дух ненависти и злобы. Как мы ни скрываем этого пришельца из бездны, но он нередко проглядывает во многом, - в явной и тайной гордости, с коею небрежно презираем подоб¬ных себе и не терпим высших себя, - в постоянной зависти к малейшему совершенству ближних, особенно когда его нет в нас самих, - в некоем злорадстве при огорчениях и неудачах не только чуждых нам людей, но самых ближних и друзей наших.
Пламень прирожденной злобы, в нас гнездящийся, хотя сокрывается во глубине духа, подобно огню подзем¬ному, производит нередко ужасные взрывы и потрясения, от коих пре¬вращаются домы, грады и целые царства. У него есть притом, как у огня подземного, постоянные отверстия на поверхности уст наших, в кои вы¬ходит чад из студенца бездны (Откр. 9; 2), в виде слов бранных и зловон¬ных. Вместе с сим чадом извергаются, как камни из гор огнедышащих, брани и ссоры нередко за самые ничтожные и пустые вещи, - распри и ненависти между такими лицами, кои связаны всем, что природа и дру¬жество имеют у себя самого крепкого. Наконец, как огненная лава, текут обманы наглые, явные хищничества, жестокости и убийства, особенно во времена браней и междоусобий.
Взирая с сей стороны на мир человеческий, ощущая вокруг себя бур¬ное дыхание злобы и ненависти, усматривая в собственном сердце николиже оскудевающий источник злобы и лукавства, кто не почувствует нужды возвесть очи к небу и вместе с святым Ефремом воззвать: "Госпо¬ди и Владыко живота моего, дух любви даруй ми, рабу Твоему! Даруй, да не увлекусь всемирным потоком самолюбия и зависти, да возмогу лю¬бить всех, кого Ты любишь, любить так, как Ты любишь, не тою мирскою любовью, которая во всем ищет своих си, а любовью возлюбленного Сына Твоего, которая готова положить душу за братию, тем паче умеет сно¬сить все недостатки ближнего и оскорбления, готова прощать и любить самых врагов Своих!"
Но, ожидая и испрашивая таким образом огня чистой любви свыше, мы, братие, и сами не должны оставаться в бездействии, а уготовлять души и сердца свои, как светильники, к тому, чтобы огонь небесный, сошед на них от Духа Святаго, мог удобно воспламенить их. В чем должно состоять сие приготовление? После молитвы, всего более в размышле¬нии о любви Божией и о том блаженном союзе, коим во Христе связаны неразрывно все потомки Адамовы.
В самом деле, Отец Небесный объемлет Своей любовью всех чело¬веков; Он сияет солнце свое равно на праведные и неправедные; мы име¬нуемся и хотим быть чадами Его: если именумся не напрасно, если хо¬тим быть чадами не на словах токмо, а и на самом деле, то как ненави¬деть тех, коих любит общий Отец наш?
Единородный Сын Божий, возлюбленный Спаситель наш, пришел на землю и умер для спасения всех; любовь Его к бедным грешникам не отвергает никого: ни мытаря, ни прелюбодеев; Он подал прощение со Креста самым распинателям Своим и молился за них. Мы сознаем себя грешниками; хотим, чтобы грехи наши были очищены Его Кровью, при¬крыты Его заслугами: услышится ли наша молитва о сем, подастся ли нам прощение во грехах наших, если мы не будем подражать великоду¬шию и любви нашего Искупителя, не отпустим долгов ближним нашим, кои, в сравнении с нашими долгами, составляют такую малость?
Дух Святый, Коим знаменовались мы в купели крещения и от Коего получили обручение живота вечного, положил драгоценное, неизглади¬мое знамение Свое не на одних нас и не на одних тех, кои любезны нам, но на всех и каждом; Он силен из Савла соделать Павла, из мытаря -евангелиста, из разбойника, на кресте висящего, - наследника рая; будем ли мы после сего смотреть на кого-либо, как на отверженного, лишать совершенно любви своей того, кто не лишен знамения и любви Духа Святаго?
И к чему стремимся мы? К наследию царствия небесного, в которое не может внити никая злоба и ненависть. Посему, если бы кто-либо из ближних наших и заслуживал своею нечистотою наш гнев, то мы не долж¬ны питать к нему ненависть из любви к нам самим, дабы сия ненависть, как вещь запрещенная, не помешала нам войти в царство любви и мира.
Подобными размышлениями, братие, должны мы разогревать хлад¬ное сердце свое для любви к ближним, и таким образом приуготовлять его для принятия огня любви небесной от Самого Духа Святаго, твердо памятуя, что доколе сей огнь не низойдет на нас, душа наша может теп¬леть, разгорячаться, даже дымиться, так сказать, любовью; но никогда не произведет из самой себя чистого, постоянного и неугасающего пламени любви Христовой. Аминь.

KonstMin
бывалый
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 11 фев 2010, 20:16
Контактная информация:

Сообщение KonstMin » 08 май 2011, 18:59

Преподобный Ефрем Сирин. Отечник. «О покаянии».
(приводится в сокращении)

... Диавол не дает нечистивым одуматься, представляя им суровость покаяния.
А покаяние, видя хитрость его, подходит с ласкою и говорит: "Приведите только себе на память Бога, и я потружусь за вас. Представьте в уме Его милосердие, и я буду ходатайствовать за вас с воздыханиями. Слегка только вздохните, грешники, в покаянии - и сделаю вас Божиими слугами".
И пророк Исаия сказал: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис. 30, 15).
"Вот,- говорит покаяние, - привожу тебе и свидетельство, только покайся". Если согрешивший воздохнет, то с воздыханием отойдет от него и бремя, возложенное змием; по облегчении же ума отгонит он от себя и мглу неведения, и око душевное сделается ясным, и вскоре покаяние будет руководствовать душу ко спасению.
Тогда грешник не только будет воздыхать, но и с великою скорбию проливать слезы.
Почему же?
Потому что душа после долговременного разлучения с Богом, увидев Его как Отца, возбуждается к пролитию слез; от того, что наконец увидела Родителя, проливает она слезы и преклоняет к себе Бога, ибо любит Отеческое благоволение, и таким образом очищается от всего, до чего доведена была змием.
Или не слыхал, что сказал Давид: измыю на всяку нощь ложе мое (Пс. 6, 7)?
... Покаяние есть и Божия трапеза, потому что чрез него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже на небесех (Ин. 4, 34).
Так, покаяние есть чудный хлеб Божий: Бог вкушает в нем исповедание совести; Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханною вонею - искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога как благоухающее вино.
Вот многообразные брашна Божии: воздержание, пост, бдение, прилежная молитва, покорность со смирением - ибо сие благоугоднее Богу других жертв.
В псалмах говорит Он: еда ям мяса юнча или кровь козлов пию (49, 13)?
Скажи же, пророк, что вкушает Бог? Какое питие угодно Ему?
Давид ответствует и говорит: "Хочешь ли, чтобы Бог вкушал? Если желаешь напитать Бога, пожри Богови жертву хвалы, и всякую Он приемлет подобную жертву; и воздаждь Вышнему молитвы твоя (49, 14) и принесешь Ему самое лучшее питие".
Ибо апостол Павел говорит, что совершение добрых дел есть хлеб Владычний. Словесное, говорит, служение ваше (Рим. 12, 1) принесите, потому что в едином Хлебе Христовом все едино тело есмы (1 Кор. 10, 17). Ибо во Христе приносимся, как хлеб; Христос есть Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29), и покаяние отъемлет у согрешивших нечистую совесть.
Итак, покаемся мы, согрешившие, чтобы нам победить диавола. Будем непрестанно приносить покаяние, чтобы сотворить угодное Богу. Покаяние многообразно и потому творит различные предложения Богу. Оно питает Бога, как сказали мы, хвалою и также исповеданием; питает Его воздержанием, благочестием и подвижничеством; питает Его различными милостынями.
... Всех более празднует Богу покаяние, ибо и Евангелие говорит, что Бог радуется более о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведниках (Лк. 15, 7). Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. Не тельцов, не овец закалает для них покаяние, но предлагает для радования спасение людей грешных.
Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы, сегодня живы они для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые.
... Скажу тебе, как человек чрез покаяние делается совершенным, чтобы, узнав самый способ, не иметь тебе извинения. Слушай.
Приносишь ты покаяние в отравлении других? Истреби всякий след сего, не явное только оставь, но не занимайся и в тайне.
Перестал ты умерщвлять людей - удерживай и язык от клеветы, от злословия, от сплетней.
Приносишь ты покаяние в идолослужении? Бегай гаданий, наблюдений полета птиц и других примет - это части идолослужения, когда по сим признакам прорицают, звездочетствуют, обращаются с вопросами к наблюдателям звезд и гадателям.
Приносишь ты покаяние в блуде? Осуждай всякий блуд, потому что им порождены всякие распутства. Берегись смеха, шуток, сквернословия, чревоугодия - это пути к блуду.
Приносишь ты покаяние в сделанной неправде? Отжени от себя всякую неправду, потому что от неправды прозябли все излишества сребролюбия.
Приносишь ты покаяние в нарушении клятвы? Совершенно воздержи себя от лжи и воровства, потому что пучина и преддверие ложной клятвы - ложь.
Приносишь покаяние в лукавстве? Бегай раздражительности, ненависти, зависти, противной робости и всякой низости.
Приносишь покаяние в безрассудстве? Не только уклоняйся зрелищ, но и во всяком месте удаляй от себя смех и всякую мирскую забаву. Ибо подобные сим вещи принуждают возвращаться к прежнему.
Приносишь покаяние в неправославии? Не сближайся с еретиками.
Приносишь покаяние в маловерии? Удаляйся всякого простонародного пиршества.
Приносишь покаяние в том, что поссорился? Приучи язык свой отвечать кротко.
... Кающийся сам себя делает из меди золотом и также из дерева - камнем. Когда принесет покаяние законно, сам себя воскресит из мертвых и из тьмы сделается светом. Следовательно, благочестивый может и созидать, потому что покаяние делается в нем началом божественной силы. Воскрешает его из мертвых апостольское достоинство. А покаяние может рукополагать и в апостолы. Оно Петра, поползнувшегося на отречение, возвратило собственному его достоинству. Оно соблазнившихся некогда и вспять возвратившихся апостолов украсило апостольским саном. Оно Павла рукоположило в апостола, потому что, приведя в сокрушение, из гонителя сделало его Христовым рабом.
Как благоискусна благодать покаяния! Послушных тотчас возводит в достоинство: не апостолами только делает, но поставляет и царями - так покаявшемуся Давиду принесло то, что за ним осталось царство; дает даже и пророчество - так весь Израиль, обратившись к Богу, приобретал себе победу над врагами, так некогда Гедеон пророчествовал и одолел Мадиама.
Благодать покаяния ходит благодетельствовать и язычникам. Не только ныне, но и под законом промышляла она о всякой плоти. Покаяние воздвигало города и исправляло падшие народы. В один прием воссоздало оно великий город Ниневию...
... Такова благодать покаяния - в три дня огласило оно мир! О, как велика в нём сила - оно умилостивило Бога, изрекшего уже приговор! С кротостью приступило к Нему, напомнило воззреть на Свою благодать и сделало, что приговор переменен в отпущение. О, как велика радость покаяния - оно склоняет Бога отменить наказание, когда грех овладел уже родом человеческим! Покаяние сретило ангелов гнева и возмогло их преодолеть, чтоб не наводили пагубы; удержало мечи, удержало серпы, чтоб не пожинали рода человеческого...
Итак, отводит оно ангелов Богу, начинает ходатайствовать за человечество и в защиту говорит:
"Знаешь, Владыка, созданного Тобою человека, знаешь, что сотворен он из персти, что естество его слабо, что крепость его удобосокрушима: если не уснет вечером, не останется в живых; если не поест только день, в опасности его жизнь. Зимою цепенеет, летом опаляется от зноя, вечером не видит, ночью не смеет ходить; если походит, изнемогает; если остается в бездействии, кружится у него голова; если сидит, ему скучно; если станет говорить, утомляется; если принужден лежать, ему трудно; если долго постоит, приходит в изнеможение. И Ты, Владыка, хочешь, чтобы такая немощь скоро восторжествовала над грехом! Много у человека помыслов, непостоянных дум в душе, сомнительных действий, неправильных дел; видимое ему препятствует, сокровенное поражает его неожиданностью; стоять против козней он не готов; к отражению того, что тревожит его, скуден умом; против злоумышляющих немощен душою; заботлив в попечении о теле, многопопечителен о пропитании жены и детей. И Ты, Владыка, хочешь, чтобы такое естество скоро восторжествовало над грехом! Что же, о Владыка, в силах оно сделать против диавола?.. Помилуй, Владыка, пощади создание Свое, умилосердись к брению, которое восхотел Ты прославить, удержи угрозу, останови скорое наказание, отложи смертный приговор для меня - покаяния. Расширь пределы щедрот Своих, увеличь меру милосердия Своего, отверзи благоутробие Свое, удиви милостию Своею и благодать Свою распространи на долгие времена. Я - ходатаица за человечество, беру его на свою ответственность и постараюсь привести к Тебе, сколько дозволит это природа".
И видя Бог покаяние, уступил желанию, склонился на прошения, согласился всегда иметь снисхождение к человеческому роду, определил, чтобы покаяние предводительствовало немощным естеством, и дал ему власть над немощию человеческою;
определил срок суда и повелел покаянию не преступать своих пределов в день суда, не изъявлять желания продолжить власть свою, а, скорее, стать обвинителем, что человек пренебрегал стольким терпением; не просить милости, чтоб срок был отложен, но с негодованием приступить к отмщению,
не щадить чрез меру беззаконников, а, напротив того, обличить их изволение, возгнушаться их беспечностию, осудить нерадение, отречься от безрассудных, вполне обнаружить их безумие, сделать явным страстное изволение ума, предать проклятию нерадивость души о добродетели.
И покаяние соглашается на сии повеления и стремительность ангелов превращает в спокойствие. Бог прекратил угрозы - и ниневитяне спасены. Покаяние исходатайствовало - и город возвратил себе благоденствие. Под городом разумеется вся вселенная и под ниневитянами все человечество.
... Выжмем себя покаянием, чтобы не утратить нам благодати прощения как настоящей своей краски. Выжимание есть тщательное отложение противного. Ибо таким образом наведенный на нас цвет, закалившись в душах наших, не сойдет уже. Тщательно измой себя слезами, как красильщики вымывают волну, предайся смирению и сократи себя во всем, ибо, таким образом предочистив себя, приступишь к Богу готовым уже к принятию благодати.
Некоторые из кающихся снова возвращаются ко греху, потому что не знали скрывающегося в них змия, а если и знали, то не совершенно удалили его от себя, ибо позволили там остаться следам его образа; и он вскоре, как бы зачавшись в утробе, снова восстановляет полный образ своей злобы.
Когда видишь кающегося и снова согрешающего, то разумей, что он не переменился в уме своем.
Признак же приносящего твердое покаяние - образ жизни собранный и суровый, отложение кичливости, самомнения, а также очи и ум, всегда устремленные к вожделенному Иисусу Христу, с желанием по благодати Христовой стать новым человеком, как волна делается багряницей или тканью голубого или гиацинтового цвета.
Оградись от того, что противоположно добродетелям, потому что утомляющегося покаянием сопровождает неразумие. Если ты, постясь, безумно смеешься, то легко тебя запнуть. Если на молитве плачешь, а в обществе ведешь себя по-мирскому, то скоро уловят тебя в сети. Если при целомудренном поведении ты беспечен, то не умедлишь пасть.
Покаяние приносить должно от всего сердца.
Кающийся обязан быть постоянно одним и тем же, а именно: всегда быть тем, чем начал.
Если он изменится, то сим обличается, что в рассудке нет твердого основания. Такой человек приносит покаяние, как обучающееся дитя, и, как битый, плачет по нужде, а не по произволению. Мирские законы обращают страхом (т.е. меняют внешнее поведение человека), но не переменяют сердечного расположения. Так и ты приносишь покаяние с такою мыслию: "Если найду случай, опять предамся пороку". Не желаю тебе, кающийся, постоянно плакать и на краткое время предаваться безрассудству; не желаю тебе безвыходно быть в церкви и вести себя в ней, как на торжище. Не думай, что есть часы для Бога, чтоб преспевать тебе в мудрости, и есть часы для диавола, в которые должно предаваться распутству. Не рассчитывай, что есть время для благочестия и есть время для беззакония. Так поступают лицедеи: они в обществе люди добропорядочные, а на зрелище бесчестные смехотворы; в свете заслуживают вероятие, а на зрелище обманщики. Но ты и на торжище будь таким же, каков в церквах, так же точен в делах, в помыслах, в поступках, в словах, как точен в исповеди.
... Петрово отречение не обращай для себя в повод к небрежению. Он увлекся за другими, а ты безмятежно должен хранить веру, как утвержденный долговременным учением. Он скоро приобрел Христа и сподобился прощения. А ты не знаешь еще, отпустит ли Он тебе грех или нет; ибо сего люди не могут прощать, хотя бы то были Ной, или Иов, или Даниил. Петра извиняет крайность, но гибель угрожает совращающихся без крайности. Ибо день Господень тьма, а не свет (Ам. 5, 20).
Итак, есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога. Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием.
Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния. О таковых и сказано, что покаяние не имеет для них силы, потому что думают, будто бы Богу приятны ругатели.
Кто знает, что зло пагубно, и не перестает делать оное, тот не прощен будет по смерти, потому что служил греху.
Ни один грешник, братия мои, да не впадает в отчаяние, потому что впал в отчаяние Иуда - и изринут из сонма апостолов.
Если бы не позаботилась о себе блудница, то не очистилась бы от грехов своих, поэтому если и мы, подобно ей, приложим старание, то сподобимся также прощения. А если не будем подражать ее заботливости, кто оставит нам грехи наши?
Если кающийся и по обращении своем впадает в грех, то пусть прибегает опять к покаянию; оно разрешит греховные узы.
Покаянию нет определенного времени, нет и предела его продолжению, потому что нет такого времени, которое бы не было годно для покаяния.
Если и тысячи раз согрешишь, но потом опять прибегнешь к покаянию, то снова очистишься от скверн и от соделанных тобою беззаконий.
Как часто ни будешь падать, всегда останется тебе возможность восстать, если только захочешь сего.
Если человек по совершении греха хочет исправиться, пусть обратится, умоляет о прощении; дверь у Врача отверста и не заключена для кающихся.
Господь наш сказал: седмьдесят крат седмерицею отпусти брату своему согрешения его (Мф. 18, 22): во сколько же крат более Сам Господь наш простит кающемуся?
Господь милосерд, Ему приятно оказать милость и спасти человека. Поэтому, грешник, неослабно умоляй о милосердии и проси себе щедрот, потому что и Господь твой не утомляется, прощая тебе долги твои.
Имей сострадание, грешник, к телу своему, покрытому гнойными струпами и нечистотами, ибо Врачу, как скоро будешь просить Его, нетрудно уврачевать твои болезни, обвязать твои язвы.
Если самому тебе стали несносны расслабление твое, гнойные струпы и язвы твои, то есть у тебя весьма искусный Врач, Который находит для Себя славу в твоем исцелении.
Если ты, грешник, и ежедневно станешь созидать и разорять, то Бог не погнушается принять молитву твою, как скоро начнешь взывать к Нему.
Знаешь, что теперь, прежде смерти, есть еще время к обращению, посему и не сомневайся в оставлении грехов, если будешь молить о сем.
Не сокрыто ли от тебя, когда прийдет и постигнет тебя конец? Но очищение от грехов можешь получить тотчас, если только будешь молить о сем.
Если ты, грешник, и в один день согрешаешь седмьдесят крат седмерицею, Бог не заключает для тебя двери щедрот, если только каешься.
Если, ложась спать ночью, и греху дал ты место с собою на ложе, то наутро иди с покаянием в дом ко Врачу, и Он исцелит тебя.
Если в продолжение дня прибыл у тебя еще один мучительный гнойный струп, то вечером приступи к порогу Врача, и Он исцелит твои гнойные язвы.
Совершенному слово мое, братья, покажется неуместным и чрез меру снисходительным, но радует беседа моя бедного грешника и исполняет его упованием.
Господь щедр и дает всякому просящему. У тебя лукаво око, но не лукаво око у Господа.
Разве не полный Он властелин над Своим богатством и над Своими сокровищами, чтобы давать их всякому неимущему и удовлетворять нужды его?
... Велика, искренна, всем доступна и исполнена щедрот была любовь Сына Божия; Он удовлетворял всем, чтобы всех приобрести Своею премудростию.
Приглашают ли Его мытари - с искреннею любовию приходит Он и старается приобрести их, чтобы очистились они от грехов своих.
Приходят ли блудники, чтобы воплем и слезами очей своих исходатайствовать себе прощение,- омывает их от беззаконий их.
Даже когда просят Его фарисеи, Он идет и не отказывает в Своей помощи всякому имеющему в ней нужду.
Просили у Него хлеба в пустыне - и изобильно насытил их; не было там пекущего хлебы, не было готового хлеба, но Он повелел - и во мгновение ока тысячи насытил хлебом.
Как ближний и домашний обходится Он со всяким, кто взывает к Нему и умоляет об очищении от грехов; и Он, как благий, всем отпускает грехи. До преизбытка богата Его сокровищница, и богатство сие разделяет Он бедным.
... Если одежды твои нечисты, легко тебе омыть их слезами очей своих. Итак, восстань и молитвою очисти одежды свои.
Молитва есть матерь грешных, слезами исцеляет она язвы их и делает их здравыми, как врач.
Грешники, восставьте себя молитвою.
Кто не плачет о восстановлении своего здравия, тому вожделенна его смертельная язва.
Кто грехами своими воспламенил огонь, тот, если будет молиться, угасит его своими слезами. Итак, умоляй о щедротах и угаси пламень мучения.
Каплями слез угасишь ты море огня. Посему возбуди в себе покаянные чувствования, чтобы не стать тебе добычею огня.

Ответить

Вернуться в «Душа болит»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей