Справедливо же будет дать возможность защитить себя и обвиняемой о. Даниилом стороне. Выбрал наиболее «мягкую» по тону статью-ответ о. Даниилу Сысоеву.
http://archive.is/R5bV
http://www.cddk.ru/modules.php?name=New ... 2#comments
11.10.2007 || 00:00:00
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Предлагаем вашему вниманию статью иконома Ярославско-Костромской епархии протоиерея Валентина Новожилова, публикация которой состоится в октябрьском номере журнала "Общий Дом".
О. Валентин Новожилов
Мифотворчество о. Даниила Сысоева
Кандидат богословия, священник РПЦ о. Даниил Сысоев опубликовал полемическую статью в журнале «Русский Дом» №4 за 2007 г. Ее появление, по словам автора, обусловлено озабоченностью тем, что некоторые лидеры старообрядчества, как и само это явление, вызывают все больше симпатий среди российских патриотов и интеллигенции. Он удивлен, что старообрядцам приписывают приверженность исконному православию, патриотизм и укрепление моральных устоев общества. По мнению о. Даниила это не более чем мифы, которые он и постарался опровергнуть.
Сначала его работа не показалась нам убедительной. Слишком несерьезный уровень аргументации собственных рассуждений был в ней представлен. Но оказалось, что этот труд воспринят не как исследование, а как агитка, уже растащенная сторонниками на цитаты.
При открытии старообрядческого храма в Рыбинске нам довелось услышать, что мы сионисты и спонсоры революции. Следовательно, отвечать надо.
Предварительно скажем, что некоторые иерархи РПЦ осудили статью о. Даниила, в том числе о. Иоанн Миролюбов, опубликовавший в №7 «Русского Дома» свои размышления. Однако, он посчитал, что «подробный разбор содержания статьи священника Даниила Сысоева здесь не уместен».
Нам же хотелось бы ответить по существу.
О. Даниил Сысоев: «
Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное православие»
О. Даниил Сысоев хочет подчеркнуть, что старообрядчество – суть обрядоверие. Что старообрядцы верят не в Христа, а в ряд некогда установленных последовательных действий.
Но что такое обряд? Это богослужение и таинства. Никаких дополнительных обрядовых действий в старообрядчестве не предусмотрено. Слово обряд в 17 веке имело именно такой смысл. Пренебрежительный оттенок он искусственно получил позднее. К слову сказать, само богослужение в 17 веке называлось пением. По аналогии можно презрительно говорить, что христиане ходят в церковь попеть?
«
Староверы… верят в земные вещи, - пишет о. Даниил. -
Вера, по словам апостола Павла, есть "уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии, двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа»?
А что невидимого в троеперстии, тройной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Вопросы, поставленные таким образом, подвергают сомнению смысл существования христианских символов и священнодействий как таковых.
Если продолжить мысль о. Даниила, и говорить о второстепенном значении богослужения, то незначительным становится и сама роль священника, и необязательным наличие храма и Церкви, как института. Тем самым автор статьи, кандидат богословия предлагает оставить человека наедине с Богом для свободного с ним общения и произвольного его восприятия. Точно так и поступили некоторые католики, став протестантами, не то же самое имеет в виду священноиерей православной церкви Даниил?
Возможно, кому-то это видится как неизбежный прогресс, связанный с повышением интеллектуальной силы человечества. Но скорее можно предположить, что религиозная система возвратится на первобытный мифологизированный уровень, и весь накопленный христианством двухтысячелетний опыт Богопознания растворится в суевериях. Это шаг назад. И сделан он был в 17 веке намеренно.
Современному историку трудно предположить, в чем был смысл петровских реформ, последовавших за никоновскими. Действительно, невозможно на логическом уровне объяснить, зачем царь с маниакальным упорством искоренял национальные особенности не только государства, но и народа.
Все проясняется, когда начинаешь понимать, насколько религиозным было сознание населения России, быт и культура. Русское в то время, это, прежде всего, христианское, православное. Вовлеченность в церковную структуру была общей. Посещение богослужения задачей как нравственной, так и общественной.
Петр I, прямой продолжатель политики своих предшественников на троне, являясь самым радикальным из них, избавлялся от православия, как основы русской государственности и национального характера населения. Его система была, безусловно, светской, с протестантскими оттенками.
Таким образом, в то время идеологическая борьба проходила не просто на уровне «западное против русского», а «светское против религиозного». Бороды, платье – символы столь же религиозные, как и русские. Следовало выгнать, по крайней мере, национальную элиту из церквей, отправить ее в западные университеты, на флот, в бюрократические структуры. Но проще, оказалось, заменить свою элиту иностранной, по принципу происхождения не готовой простаивать многочасовые богослужения и соблюдать другие религиозные условности.
Для современного нерелигиозного человека, тот поворотный пункт истории может показаться благом, избавившим его от общественных и нравственных обязанностей. Сложнее представить себе духовное лицо, защищающее петровские достижения от возмущения православного населения, выразившегося в Булавинском бунте.
«
Мы можем сказать, - признает о. Даниил Сысоев, -
что старые книги сохранили некоторые более древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви… Но разве такая точность хоть как-то оправдывает смертный грех раскола?»
Мы уже знаем, что, по мнению о. Даниила, роль богослужения не столь важна, она действительно может произвольно изменяться (реформы 17 века носили именно произвольный характер) и сокращаться (богослужения, проводимые в РПЦ – сокращенный вариант прежнего, дониконовского).
Точность древлеправославных книг оправдывает уверенность людей в правильности старых обрядов, придает смысл их духовному сопротивлению. И абсолютно лишает оправдания гонителей. Ради чего они казнили и ссылали русский народ? Ради сокращения богослужения?
«
Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг. осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви».
Верность этого тезиса демонстрирует судьба мощей святой Анны Кашинской. Рука благоверной княгини, оказалось сложена двоеперстно. Этого было достаточно, чтобы и древние мощи были осуждены и выброшены из храма, а сама княгиня вычеркнута из сонма святых. В данном случае Анна Кашинская, жившая в XIV веке, действительно не могла следовать воле Церкви, появившейся через три столетия после ее смерти.
Патриарх Никон к моменту потери власти признал перед старцем Григорием Нероновым, что хороши «и те и те» обряды и книги. (см. Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество» М., Институт ДИ-ДИК, 2006 г. С. 191) Это лишь еще раз доказывает бессмысленность насаждения нововведений в освященные временем традиции.
Если у русских сложились одни обычаи в результате истории и особых климатических условий, если в Вербное воскресенье, мы бросаем на пути не листья пальмы, а веточки вербы, это не повод насильственно выращивать пальмы и буквально соблюдать библейский сюжет. Но реформы Никона не имели даже такого логического обоснования. Их смысл был предельно прост – в виду призрачной перспективы объединения всего православного мира (Украины, Малой Азии, Балкан, Палестины, Египта) под предводительством русского царя (или патриарха) попробовать унифицировать русское богослужение с греческим. И сделать это самым простым образом – отринуть все русское и ввести все греческое.
Эту мысль, пользу которой отвергал Константинопольский патриарх, (см. Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество» М., Институт ДИ-ДИК, 2006 г. С. 177-178) затем модифицировал Петр, взявший только вместо греческого православия за образец североевропейский протестантизм.
Стоило ли идти на это, если сам о. Даниил утверждает, что как на Руси, так и в Византии богослужебные уставы время от времени изменялись, а, значит, необходимости подстраивать одни под другие не было.
Автор пропагандистской статьи перечисляет все грехи старообрядчества: многообразие согласий, переманивание попов у господствующей церкви и т.д. Но все это вместе взятое не покроет одного греха патриарха Никона, который из-за собственного честолюбия расколол русский народ на части, в результате чего, одна разлетелась осколками по всему миру, а другая, лишенная духовной опоры, вскоре оказалась под иноземным влиянием.
Критикуя богословские рассуждения и житейские поступки Аввакума, о. Даниил сводит всю суть старообрядчества к одному этому учителю, хотя главным для старообрядцев является учение Христа, проповеди Его апостолов, постановления святых Отцов.
О. Даниил Сысоев: «
Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России»
О. Даниил разоблачает «миф» о патриотизме старообрядцев в таких выражениях:
«
Староверами было инспирировано восстание Стеньки Разина», «Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачевском бунте», «Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке Русской Революции», «Старообрядцы помогали Наполеону печатать фальшивые деньги» .
Создается впечатление, что автор хочет заменить популярное в определенных кругах выражение «
жидо-масоны» на «
старообрядцы», чтобы впоследствии упоминать их, например, в таком контексте: «
Старообрядцы Ельцин, Гайдар и Чубайс и их преступный режим…». И точно, скоро читаем: «
финансирование (революционных) боевиков осуществляли не только еврейские банки, но и старообрядцы».
Автор не чувствует, что, выдавая раз за разом подобные заявления, он формирует у читателя ощущение абсурдности ситуации.
Не имея желания опровергать эти нелепости (пусть читатель сам возьмется за книги по русской истории и составит свое собственное мнение), хочется обратить внимание на саму суть аргументации о. Даниила. В различных конфликтах государства с собственным населением, новообрядческий священник непременно становится на сторону государства, и именно эту позицию считает патриотической. Любопытно, что он осуждает даже Булавинское восстание против политики Петра I, направленной не только на реформирование государственной системы, но и на смену традиционного уклада жизни. Таким образом, он оправдывает насилие протестантского по своей сути царя над православной культурой России. Следуя этой логике, о. Даниил должен поддерживать сталинские репрессии против крестьянства в начале 30-х годов, и остального населения страны впоследствии. Перед нами абсолютная апологетика тоталитаризма, а не любовь к Родине.
Никакие выступления против правительства не могут оправдать уничтожение собственного народа. Оставим подобный «патриотизм» и вернемся к древлеправославию.
Куда бы не забросила судьба старообрядцев, они сохраняли в чужих землях русский уклад жизни, родную речь, православную веру, в то время как сама Россия становилась то немецкой, то французской, то американизированной. Упрекая староверов в том, что своим центром они сделали Белую Криницу – австрийский городок, автор не уточняет, что, не смотря на чужое подданство, это были русские земли с русским населением. Сейчас это Черновицкая область Украины. Получается, что для о. Даниила русский человек только тот, кто имеет российское гражданство в паспорте, а кто волею политиков остался жить в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, кого вытолкнули в Польшу и Румынию, согласно неписанному сталинскому правилу зачислены в предатели Родины.
Удивительны нравственные ориентиры кандидата богословия. Пожелаем ему усердия в служении земным правителям, в недостатке которого он обвиняет старообрядцев.
О. Даниил Сысоев:
«Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества»
Опровергая этот «миф», о. Даниил увлекается до неприличия. Да, отмечает он, старообрядцы вроде бы благочестивы, все делают с молитвой. Но одновременно они чтят языческие праздники Древней Руси, предаются блуду на Ивана Купалу и гадают.
В данном случае особенно выпукло виден уровень аргументации автора.
Присутствие остатков язычества характерно для всей русской культуры. В некоторых проявлениях они не имеют мистического характера, в случае с гаданием они, безусловно, не допустимы, а примеры с языческим блудом просто невероятны. Но, повторюсь, это общая черта русского народа, известная по историческим источникам, художественным произведениям, народному творчеству. Старообрядцы, основной признак которых – религиозность, не могут следовать тем сохранившимся традициям, которые расходятся с христианским учением.
Другое обвинение состоит в том, что старообрядцы безнравственным образом сжигали себя, не дожидаясь, когда их благочестиво изжарят по велению вполне христианской церкви.
Самосожжение, действительно широко распространившееся по России, осуждалось старообрядцами уже в 17 веке, сразу после Раскола, как в проповедях о. Досифея, так и в сатирических стихах Евфросина. (см. Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество» М., Институт ДИ-ДИК, 2006 г. С. 279-282) Это страшное явление, которому нет оправдания. Но всегда найдутся слова поддержки тем несчастным, которых довели до безумия, оскверняя веру их отцов и дедов, насилием принуждая идти против совести.
Есть такая статья в Уголовном кодексе – доведение до самоубийства. Она вполне отражает приведенную о. Даниилом ситуацию.
* * *
«Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были мы соединены в одном Духе и в одних мыслях», - завершает свою статью автор. Такое разрешение поступило от господствующей церкви слишком поздно, когда в стране без всякого участия и доброй воли РПЦ установлена свобода совести и вероисповедания, когда попытки запретить древлеправославие потерпели очевидный исторический крах.
На данное время не может быть молитвенного общения между русскими христианами, это просто надо признать и мирно работать вместе над процветанием Родины, укреплением нравственных начал мирской жизни, и молиться о спасении души соотечественников, принадлежащих к другой церковной иерархии.
Журнал «Общий Дом»