Церковная жизнь

Чудо в моей жизни
Ответить
Аватара пользователя
Ксения
протопатриот
Сообщения: 1455
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
Контактная информация:

Церковная жизнь

Сообщение Ксения » 18 мар 2009, 19:41

..Кто знает, что значит церковная жизнь во всей полноте?
«amicus Plato, sed magis amica est veritas». (Аристотель)

Михаил

Re: Церковная жизнь

Сообщение Михаил » 19 мар 2009, 01:23

Ксения писал(а):..Кто знает, что значит церковная жизнь во всей полноте?
Это наверное когда умер и попал в рай. :D

Натка
протоветеран
Сообщения: 1020
Зарегистрирован: 02 авг 2007, 11:19
Контактная информация:

Сообщение Натка » 19 мар 2009, 02:13

:cool:

Аватара пользователя
и.Сергий
издатель
Сообщения: 797
Зарегистрирован: 13 мар 2007, 17:34
Откуда: Россия, Ачинск
Контактная информация:

Сообщение и.Сергий » 19 мар 2009, 10:20

..Кто знает, что значит церковная жизнь во всей полноте?
Не думаю, что точно знаю, что это такое. Но ответить попробую. Мне кажется, полнота церковной жизни включает в себя:
1. Послушание Церкви в исполнении внешних порядков жизни – соблюдение постов, молитвенного правила, участие в Богослужении, Таинствах.
2. Приходская жизнь – участие в жизни Церкви своими трудами и денежными средствами, молитвенное общение со священнослужителями и прихожанами, помощь немощным и нуждающимся. (Необходимо помнить, что Церковь – Тело Христово. Значит, телу от меня, как от его члена, должна быть польза).
3. Миссионерство: то, что восприняли, узнали, чему научились в Церкви – нести в мир. Христианин обязан быть светильником. В семье, на работе, на службе необходимо оставаться христианином - открыто исповедовать свою веру, защищать ее, стараться жить по Заповедям Христовым.

Наверное, это не все. Может, кто дополнит.

Аватара пользователя
Иоанна белая
заслуженный писатель
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:23
Контактная информация:

"Формула церковного человека"

Сообщение Иоанна белая » 07 июн 2013, 10:50

<object width="560" height="315"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/uiDLKiQQaQ8?hl ... ram><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/uiDLKiQQaQ8?hl=ru_RU&version=3" type="application/x-shockwave-flash" width="560" height="315" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object>


Аватара пользователя
Иоанна белая
заслуженный писатель
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:23
Контактная информация:

Члены одного тела

Сообщение Иоанна белая » 24 апр 2017, 12:49

и.Сергий писал(а):http://www.pravmir.ru/ya-ponyal-pochemu ... mersedese/
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Да, на нас огромная ответственность и мы должны быть безупречны.
Каждый священник и каждый мирянин должен помнить, что в глазах окружающих он составляет Церковь"
(с) Протоиерей Федор Бородин
К сожалению, реальные будни нашей церковной жизни сейчас таковы, что мы частенько забываем о том, что мы все члены одного тела.
Каждый как-то живет сам посебе, не отождествляя себя с этим телом вовсе (с окружающими нас людьми). Стоим на литургии бок о бок годами, а жизнь свою каждый устраивает на свое усмотрение и в случае какого-нибудь форс мажора в жизни Петрова Ивана Николаича, от него можно услышать нечто типа: "Это моя личная жизнь и это никого не касается!". Только потом по нему судят обовсех членах церкви и за все моменты, где этот товарищ (и ему подобные) мог споткнуться потом "по шапке получают" все, кто составляет это церковное тело: каканить баба Маша, студентка Таня, бухгалтер Наталья, Михаил Петрович, его внучок - ученик 5-го "Б" класса и многие другие, кто и знать этого Николаича не знает или видит его раз в пол года по мере необходимости.
Да, мы конечно же все больные члены одного тела, каждый по-своему и должны терпеть немощи друг друга, чтоб исполнить закон Христов, но в эти светлые Пасхальные дни, братья и сестры, напомнить всем нам хочу, что конечно же судить друг друга мы права не имеем, это право остается за Господом, но щадить друг друга - обязаны! Ибо «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13)
Церковь - это лодка, чтоб она плыла, нужно чтоб внутрь не попадала вода, а для этого ее не надо раскачивать, в ней надо плыть!
А несчитаясь с остальными пассажирами этой лодки, мы становимся уязвимы ибо:
1) пассажиры эти - люди тоже немощные и пойди узнай в какой момент жизни, они выкинут тебя за борт, ибо "Не стоит переплывать океаны ради тех, кто не перешагнул бы ради тебя и через лужу" (с) Ф.М.Достоевский;
2) возрастает вероятность вообще отпасть от тела, чего духи злобы поднебесной и добиваются.

"Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!"
Моё почтение.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Молящиеся! Вы же сами просите Господа принять вас вместе с мытарем, вместе с блудницей, вместе с пришедшими в последний час. Не будьте же прокурорами, судьями и жандармами для других. На вас лежит большая ответственность. По вашему поведению судят не только об обители, но и о христианах вообще." (с) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Аватара пользователя
Иоанна белая
заслуженный писатель
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:23
Контактная информация:

Сохранить живую веру

Сообщение Иоанна белая » 24 апр 2017, 13:07

phpBB [youtube]


Христос Воскресе, братья и сестры!
Есть у меня обыкновение, услышав чёнить интересное по православному радио, заморочиться об этом и порассматривать это совсех сторон (нарыть инфы, накопать мнений и пр.). Есть даже в контактах человек с радиостанции, который может мне сделать нарезку интересующих меня кусков эфира из временнОго отрезка, который я ему укажу (благодарна ему безмерно).
Так вот, услышала я недавно важную мысль в эфире, но место Священного Писания, на которое ссылался автор программы, я не успела зафиксировать, ибо.....стояла под потолком на стремянке.
Карочи пока я спускалась с лестницы, забыла напрочь куда в Писание нужно глянуть Изображение
А речь в программе была про то, что человек рано или поздно столкнется с серьезными испытаниями в вопросах веры, но если он это преодолеет, то Господь откроет ему еще бОльше, дабы его укрепить и это правда, т.к. сама через это прошла.
У меня вопрос: подскажите, если кто помнит, где в Священном Писании про это написано?

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 397
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

начни с себя и многое изменится

Сообщение Ксения К. » 24 апр 2017, 22:11

Иоанна белая писал(а):"Да, на нас огромная ответственность и мы должны быть безупречны.
Каждый священник и каждый мирянин должен помнить, что в глазах окружающих он составляет Церковь"
Каждый - это "я", не сосед справа или слева, а "я", лично "я". Ни кто-то там должен быть добрее, мягче, дружелюбнее, отзывчивее, а "я"!!!
Ни кто-то там составляет Церковь, а "я"! Это лично я исповедаю свою веру, ежесекундно, в любом месте, с любыми людьми. Всегда, круглосуточно исполняя заповеди Божии, а не тогда, когда мне удобно, не удобно - глаза закрою и словно не вижу, еще и уши заткну, чтоб не слышать. Мы же так делаем, только за собой не видно, бревнышки в глазках ровно так в три наката лежат...

К сожалению, реальные будни нашей церковной жизни сейчас таковы, что мы частенько забываем о том, что мы все члены одного тела. Каждый как-то живет сам по себе, не отождествляя себя с этим телом вовсе (с окружающими нас людьми).
У кого-то где-то когда-то читала (да простят меня Отцы за плохую память), что понимание и отождествление себя "членом Тела Христова" - дар Божий и приобретается он многими трудами духовными. И в Евхаристии. То есть это для Святых. А мы не то, что забываем, мы этого (в большинстве своем) и не знаем, а если не знаем, то и забывать нечего.
Потому что мы невежественны и суеверны. Еще трусливы и горды. Покаяния в нас нет, Причастия мы боимся, заповеди Божии не знаем, Евангелие не читаем, молимся кое-как. Так что вряд ли мы в этом состоянии можем отождествить себя со стоящими рядом людьми в единении с ними, в духовном родстве. Что именно с этими людьми, братьями и сестрами, настанет День и мы увидим Господа...
Что именно эти люди стоящие сейчас рядом со мной нуждаются в снисхождении, моей неумелой любви, прощении, милосердии, молитве... что именно сейчас на Божественной Литургии, при возгласе диакона "Господу помолимся", все свои малые сердечные усилия вложу в мысль: Господи, помилуй всех нас здесь стоящих, хромых, больных, убогих... тех, кого осуждаю сейчас пред Лицем Твоим в Доме Твоем... и меня прости... Не могем.

=========================================================================================================================

И самые прекрасные слова батюшки Серафима "Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя". Один стяжает, а тысяча спасется... Может быть попробуем, дорогая сестра Иоанна, стяжать духа мирного? :)


=========================================================================================================================
"Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя.
Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя, не было бы столько зла на свете".

Старец Фаддей Витовницкий

Если хочешь стать добрым, стань строгим сам к себе и не убивай других своей строгостью.
К себе будь строг, а за другими смотрит Бог.

Монах Симеон Афонский

"Ты много читал, а не понял главного - духовная жизнь начинается с познания себя и своих немощей, а не с суда над окружающим. Самые разрушительные грехи - это соблазн и осуждение. Вот и начни вниманием эти два греха изгонять из души и сердца".
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.
Преподобный Анатолий (Зерцалов)

Аватара пользователя
Иоанна белая
заслуженный писатель
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:23
Контактная информация:

Отмотка

Сообщение Иоанна белая » 25 апр 2017, 07:28

Ксения К. писал(а): Может быть попробуем, дорогая сестра Иоанна, стяжать духа мирного? :)
Так, стоп☝
Во-первых, с чего вы взяли, что я этого не только не делаю, НО и не пробовала даже??? Мы с вами не знакомы.
Во-вторых, спасибо, конечно за озвучку целой петиции святоотеческих мыслей, они мне давно известны, но вопросов на тему в чем заключается спасение каждого отдельно взятого христианина в предыдущем моем посте небыло. Ксения, то, что наша самая первостепенная задача "начинать с себя" мне лично тут напоминать не стоило, ибо я прекрасно про это знаю. А теперь, дабы перевести разговор с меня недостойный, поставить в этом точку и вернуться всетаки нам с вами к вопросам поднятым батюшкой, резюмирую для вас персонально - Боже упаси меня видеть себя хоть в чем-то лучше рядом стоящих и темболее запоминать где и в чем споткнулся брат!
Все что вы написали тут выше - истины прописные и банальные для христианина, НО они как-то вами вырваны из контекста основной мысли, которую хотел раскрыть автор статьи, к которой я лишь мимоходом примкнула. Вообще многое из того, что говорил о.Федор, чье мнение я лишь разделила, озвучив ЕГО цитату, вами не правильно понято и разговор ушел вообще в другую степь, исказив основную суть.
Ксения, оооочень много букв у вас было, но увы речь в статье была вообще не об этом!☝
Ксения К. писал(а): Так что вряд ли мы в этом состоянии можем отождествить себя со стоящими рядом людьми в единении с ними, в духовном родстве
Ксения, о.Федор говорил не про "отождествление себя со стоящими людьми"
Возможно, это я формулировку не верную подобрала для его мысли.
Поправлюсь.
И так, дубль два под названием "Отмотка":
"Да, на нас огромная ответственность, и мы должны быть безупречны. Каждый священник и каждый мирянин должен помнить, что в глазах окружающих он составляет Церковь" (с) Протоиерей Федор Бородин

Читаем внимательней: "в глазах окружающих он составляет Церковь".
А тему ответственности каждого из нас перед окружающими, батюшка не просто так озвучил, ибо за 25 лет его служения актуальность вопроса очевидна и поднята не зря ........

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 397
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

плоды и дары Святого Духа

Сообщение Ксения К. » 25 апр 2017, 15:14

Нда, давно так не удивлялась и не изумлялась... :)
Иоанна белая писал(а):
Ксения К. писал(а): Может быть попробуем, дорогая сестра Иоанна, стяжать духа мирного? :)
Так, стоп☝
Во-первых, с чего вы взяли, что я этого не только не делаю, НО и не пробовала даже??? Мы с вами не знакомы.
А почему Вы, дорогая Иоанна, в этих словах увидели только себя?
Вообще-то и себя я тоже приглашала. И всех читающих, форум-то открытый, кажется.
Ибо «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5:22-23).
Имеете?
Имеем ли?
истины прописные и банальные для христианина,

Истина (много истин может ли быть!!?) не может быть "прописной и банальной" для православного христианина - ибо это Христос Господь «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Бог, Который есть и жив.
"Да, на нас огромная ответственность, и мы должны быть безупречны. Каждый священник и каждый мирянин должен помнить, что в глазах окружающих он составляет Церковь" (с) Протоиерей Федор Бородин


Хорошо, по рассуждаем: про "ответственность" пропустим, это понятно, всегда пред Бога ходим. Про "мы должны быть безупречны" - что это значит? Быть истинным христианином, например, 1. веровать в Пресвятую Троицу (изучать Символ веры, понимать хоть немного о чем там говорится-то); 2. Любить Христа (иначе все без смысла); 3. стяжать Святого Духа. То есть жить по Закону и Заповедям Божиим - это условие "безупречности". Про "каждый" - писала выше - это личное "я" человека. Кто такие эти "окружающие"? Все люди: верующие, неверующие, прихожане, захожане, иноверцы, взрослые и дети, молодые и пожилые, больные, скорбящие... "Церковь" - это "каждый" - личное "я" человека живущее по Законам и Заповедям Божиим, причащающееся Тела и Крови Христовых.
А теперь, пример ответственности, безупречности "в глазах окружающих он составляет Церковь" - святой праведный Даниил Ачинский, видя его лицо многие люди падали на колени и исповедовали грехи свои... http://www.aksobor.ru/s_1dan_0.php
Читаем внимательней: "в глазах окружающих он составляет Церковь".
Дело тут не в "окружающих", а в христианине, в его вере, любви к Богу, к братьям и сестрам во Христе. Чтобы что-то составлять "в глазах окружающих", тем более быть членом Церкви Христовой, надобно много трудиться над собой, очень много трудиться над собой.

Прежде всего самому человеку увидеть в другом того, кого любит Господь, того, кто носит в себе Тело и Кровь Господа, это не какие-то "каканить баба Маша, студентка Таня, бухгалтер Наталья, Михаил Петрович, его внучок - ученик 5-го "Б" класса", а братья и сестры во Христе, их нужно уважать и любить по мере дарованных сил. Они статут ближе и роднее только после того, когда откроешь свое сердце им навстречу, когда сделаешь первый шаг, когда начнешь с себя, тогда все изменится. Тогда не будет "каждый как-то живет сам по себе". Может быть и тогда Дух Святой одарит нас даром понимания, единства как Святой Соборной Церкви Божией, Тела Христова.

Аватара пользователя
Иоанна белая
заслуженный писатель
Сообщения: 454
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:23
Контактная информация:

Отмотка - дубль 3

Сообщение Иоанна белая » 26 апр 2017, 08:28

Ксения К. писал(а): Дело тут не в "окружающих"
Ксения К. писал(а):про "ответственность" пропустим,
Здрасьте, приехали!
Взять и анулировать главное, с чего весь разговор и был начат - слова о.Федора!
Нда.....вот и договорились......
Настала моя очередь изумляться и удивляться.....Изображение
Ксения К. писал(а):их нужно уважать и любить по мере дарованных сил
Дак я про это и говорила же изначально:
Иоанна белая писал(а):Да, мы конечно же все больные члены одного тела, каждый по-своему и должны терпеть немощи друг друга, чтобы исполнить закон Христов
Вам потребовались сутки, чтоб к этому прийти и этим же самым в итоге окончить свои длинные повествования, зачем-то адресованные мне (словно я с чем-то не согласна) да еще опустив походу дела самую суть обсуждений, как нечто не существенное!
Зачем столько воды было, Ксения????
Мне однажды батюшка сказал: "Ты куда-то рванула на небо и тебя оттуда некому стащить за ноги....."
Тогда я вообще его не поняла.....понимание пришло много позже.
Ксения, можно теперь и мне вам про это же сказать?
Мы все люди простые - горожане обычные. Ниче не надо себе придумывать и лезть кудато в дебри, запутывая себя и окружающих.
Как-то прочла у другого священника: "Прежде, чем идти на сияющие высоты христианских добродетелей, учись самому простому — и тебе откроется неизвестное. Например, простая вещь — а научись не перебивать, сидеть и слушать. Научись не выбалтывать чужие тайны и не радоваться чужим грехам".
Я бы вовсем этом сделала акцент еще и на том, что нужно не просто слУшать, но и слЫшать ☝
Чего нам всем и желаю......
...чтоб "Дух Святой одарил нас даром понимания"....

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 397
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

Церковная жизнь: исповедь и не только

Сообщение Ксения К. » 24 сен 2018, 22:01

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Порой человеку, придя в храм, трудно определиться с тем, что говорить на исповеди. У него есть общее ощущение своей духовной немощи. Он не считает себя очистившимся от грехов. Напротив, видит, что ежедневно живет не так, как должно. То осудил, то позавидовал, там косо посмотрел, здесь потщеславился или впал в раздражение. Но как всю эту «пыль» собрать и припомнить на исповеди?

Исповедовать надо то, что наиболее тяготит совесть в данный момент. Нет необходимости перечислять все подобные ситуации, тем более, если их немало. Один покойный протоиерей учил семинаристов: будете на исповеди говорить, что осудили Петра, Ивана, Марию, – вам простится. Забудете сказать, что осудили Федора – это вам не простится. А скажете, что согрешили осуждением – простится все. Мысль верная: невозможно перечислить все конкретные ситуации. Даже припомнить их невозможно, если, конечно, мы не насельники монастыря, в котором практикуется ежедневное исповедание помыслов.

Главное: понять, какого рода мы совершали грехи. Неважно, согрешили мы против Петра, Ивана или еще кого-то. Важно, что человек осознал, что во мне работает такая-то страсть, она приводит к таким-то грехам, надо увидеть (узреть) сам грех. Вот с ним и надо бороться в первую очередь, потому что не Мария или Федор вынудил меня согрешить, а я сам согрешаю, я одержим страстью осуждения.

На исповеди надо говорить о том, что болит. Это верный способ не растеряться среди множества повседневно совершаемых грехов. Нередко бывает такая проблема: болит одно и то же. Порой, это происходит годами и десятилетиями. К примеру, мучает зависть к другу, к коллеге, к соседу, к кому угодно. Человек видит, что рабски ей подчинен, борется с ней, просит Бога о помощи оставить ее, исповедуется, но не справляется со своей проблемой и бывает на грани уныния. Как быть в этой ситуации?

Прежде всего, нужно понимать, что мы никогда не сможем достичь абсолютного бесстрастия. Даже есть каноническое правило, которое гласит, что если кто утверждает, что святые, произнося молитву «Отче наш», говорят «и остави нам долги наши» по смирению, а не потому, что реально нуждаются в оставлении грехов, тем да будет анафема. Этим правилом постулируется, что любой человек, даже святой согрешает и нуждается в покаянии.

Другой вопрос, что степень греховности разная. Подумать о грехе и совершить грех – это разные вещи. Но и то и другое есть духовная нечистота. Убийство – грех, но и напрасный гнев на ближнего – тоже грех. Прелюбодеяние – грех, но, по словам Христа, и кто посмотрел на женщину с вожделением, тоже согрешает. Когда Господь говорил об этом апостолам, они ужасались: кто же тогда спасется? И Господь ответил: что самому человеку это невозможно, – возможно только при содействии благодати Божией.

Спасает нас Господь. Но нам надо сопротивляться греху настолько, насколько можем. Это надо делать непременно. Святой Николай Кавасила говорил, что человек, который находится в плену, в узах, может принять это как данность, а может ненавидеть свои узы, искать возможность освобождения, просить о помощи. Христос призывает бороться с грехом. Да, человек в плену, в греховных узах, но эти узы надо ненавидеть, не считать, что они норма нынешнего времени, что все так живут и нечего грести против течения. Не мечтать о том, что «я свободен», а мои страсти – это всего лишь особенности моей индивидуальности, но видеть реальность как она есть. Понимать, что находимся в грехе и не отчаиваться, до последнего вздоха искать пути освобождения.

Это касается и страсти зависти. Каждый раз, когда человек осознает, что в нем начинает работать эта страсть, нужно стараться подумать о промысле Божием. Мы же завидуем тому, что у кого-то что-то есть, а у меня этого нет. Мы понимаем, что ему Бог дал, а мне не дал. Значит, ему полезнее это иметь, мне полезнее это не иметь, по крайней мере, в данный момент. То, что можно изменить своими силами, надо менять: идет человек по дороге и ест булочку. Можно лежать на диване, чувствовать голод и завидовать ему, или встать с дивана, пойти в магазин, купить себе такую же булочку и подкрепить свои силы. Чтобы достигнуть положительного результата, надо потрудиться.

А есть ситуации, которые изменить не под силу. К примеру, человек работает, но не может накопить деньги на автомобиль. Надо смириться с этим: значит, мне не полезно его иметь. Иначе Господь дал бы мне такую возможность. «А полезно ли это тому, кто имеет?» – размышления на эту тему не имеют смысла. Каждая овечка, как говорила святая блаженная Матрона Московская, будет подвешена за свой хвостик. Не смотри на чужие хвостики, а пока есть время, позаботься о своем. Когда начнем размышлять в таком ключе, поймём, что зависть к ближнему – это претензия, выставляемая Богу: почему Ты ему это дал, а мне не дал? Мы должны помнить, что зависть Каина привела к убийству.

В одной автобиографической книге автор рассказывал, как в юности хотел стать рок-звездой. Он представлял, как здорово стоять на сцене, когда тебе хлопают, восторгаются, а ты виртуозно играешь на гитаре. Но потом он понял, что хочет результат, но не хочет прилагать усилия к его достижению: учиться играть на инструментах, ходить в гараж на репетиции, таскать туда усилители, гитары и барабаны, искать людей, создавать группу. Всё это делать он был не готов, а поэтому и не пошёл по этому пути.

Приведу еще пример. Глава крупной продуктовой сети, магазины которой расположены во всех регионах России, рассказывал студентам о своем опыте. Он говорил, что невозможно стать успешным бизнесменом, если человек не готов тратить на это каждую минуту своей жизни. Ему могут позвонить в три часа ночи или в пять часов утра и сказать, что где-то в Новосибирске застряла фура, или во Владивостоке или Краснодаре что-то случилось. И он должен будет срочно решать эти проблемы.

Вывод беседы со студентами был следующий: бизнес это не просто успех, богатство, известность. Прежде всего, это готовность трудиться на результат ежеминутно. Если кто-то к такой жизни не готов, лучше искать себе применение в другой области.

Когда мы говорим о зависти, мы должны понимать, что завидуем результату, и вряд ли будем завидовать тому труду, который человек приложил, чтобы его достичь. Приятно обладать деньгами, иметь квартиру, домик в деревне, чтобы на столе огурчики, помидорчики были со своего огорода, но не все готовы каждый раз, когда понадобится, вскакивать среди ночи и решать очередные проблемы, или все лето проводить на грядках, копать, полоть, поливать. А без этого, желаемого результата не получишь.

Ни в мире, ни в нашей жизни нет случайностей. Все, что нас окружает, соответствует нашему внутреннему устроению. В этом и заключается промысел Божий: подогнать внешние обстоятельства нашей жизни к нашему духовному устроению. Даже что-то неприятное, болезнь, неожиданное страдание будет иметь значение в вечности, если человек с терпением, ради Христа, перенесет то, что он изменить не в силах и будет изменять то, что в его силах. От этого труда он получит большую пользу, чем от обладания земными благами и бог
атствами.

Аватара пользователя
Ксения К.
заслуженный писатель
Сообщения: 397
Зарегистрирован: 13 окт 2015, 19:05
Контактная информация:

Re: Церковная жизнь

Сообщение Ксения К. » 14 мар 2019, 23:12

Два главных догматических заблуждения современных христиан

Архимандрит Рафаил (Карелин) отвечает на вопросы портала Православие.Ru.

— В чем состоит главное догматическое повреждение умов современных православных христиан?

Главное догматическое повреждение ума современных христиан — это потеря святоотеческого понимания Церкви как хранительницы истины, Священного Предания и Священного Писания. Современное представление о Церкви в либеральных кругах все более приближается к протестантскому взгляду на Церковь как на человеческую общину, объединенную вероучительным согласием и ритуалами, на союз единомышленников. При этом самое главное — божественная сторона Церкви как хранительницы благодати, носительницы Фаворского света и непрестанной Пятидесятницы — стирается, ее воспринимают как человеческий институт.

Для бойких модернистов Церковь становится бесхозным домом, который они приватизировали и переделывают на свой лад.

Откровение имеет две формы: Писание и Предание. Священное Предание, отраженное в символических книгах (вероучительные книги, принятые всей Церковью), догматических и канонических постановлениях Вселенских Соборов, богослужебных текстах и агиографических памятниках, все более обесценивается в глазах либерального общества. Что касается модернистов, то для них Священное Предание — в значительной степени мифология, недостойная внимания современного «образованного» человека. А что касается догматики и каноники, подтвержденных на Соборах, то известный модернист Николай Зернов прямо заявил, что «Вся трагедия Церкви началась со Вселенских Соборов».

Модернисты стараются дискредитировать вероучительные источники, упразднить и разрушить, а иногда даже осмеять богословскую традицию и преемственность прежних веков, создать новое аморфное христианство, которое отвечало бы понятиям, вкусам и потребностям, а проще говоря, страстям современного общества, находящегося под радиацией либерализма и гуманизма. Модернисты стремятся не мир просветить светом Церкви и приобщить его к вечной истине христианства, а Церковь приспособить к миру и тем самым подвергнуть ее перманентной секуляризации.

Второе догматическое извращение я вижу в стремлении модернистов переделать, а, в сущности, упразднить православную сотериологию, изъять из нее догмат об искуплении и создать новую сотериологию под названием «нравственной теории спасения».

Догмат об искуплении — это сердце христианства. Спасение человечества Христом заключалось в том, что Распятый Мессия принял на Себя через Свои страдания и мучения наказание, которое по справедливости Божией должно было вечно тяготеть над человечеством. Господь заменил нас Собой и этим соединил справедливость с любовью, а любовь с правосудием — в этом смысл Голгофской жертвы.

В предреволюционные годы предыдущего мятежного столетия началось движение обновленчества. Обновленцы заявляли, что современного человека уже не вдохновляет учение об искуплении и нужны новые идеи. Гуманизм как культ человека не желал и не допускал искупления, видя в этом унижение достоинства человеческой личности; его более устраивало другое учение — о том, что человек сам спасает себя через исполнение евангельских заповедей и подражание Иисусу Христу как нравственному эталону человека. При этом часть модернистов допускали, что Христос — идеальный человек, а другие считали, что Он грешник, Который путем борьбы с живущим в нем грехом и страстями постепенно нравственно совершенствовался и окончательно победил грех во время крестных страданий. Это лжеучение представляло Христа не Искупителем, а педагогом и открывало путь христианизированной теософии и гностицизму. Следует помнить, что древние гностики-докеты отвергали догмат искупления, считая распятие и страдания Христа призрачными. Апостол Иоанн Богослов запрещал христианам иметь какое-нибудь общение с гностиками. История повторяется, и подобие настоящего мы можем найти в прошлом.

— Отец Рафаил, вы прожили долгую жизнь, застали разные политические эпохи. Каждую из них характеризуют свои особенные духовные недуги. Каков главный духовный недуг нашего времени?

— Главным недугом настоящего времени я считаю ложь и двуличность, которые становятся стилем жизни современного человека. Религия уже перестает быть доминантой жизни человека и императивом его поведения. Скорее, религия служит удовлетворением определенных душевных потребностей, подобно эстетическому удовлетворению, которое дает искусство.

На самом деле религия во многом является делом воли. Внутренняя жизнь христианина — это постоянная борьба со своими страстями и греховными навыками, противостояние миру, который, по словам Христа, «лежит во зле». Эта борьба кажется мучительной для многих современных христиан, поэтому их религиозность принимает внешние формы и застывает в них.

Другим недугом нашего времени является обособленность людей и их эмоциональная холодность. В технологический век человек меньше нуждается в помощи другого человека и меньше дорожит им — его заменяет машина. Средства массовой информации способствуют стандартности мышления. Телевизор, компьютер и другие технические изобретения все более заменяют живое общение: человек уходит в виртуальный мир, который становится его второй действительностью. В этом мире он не несет ответственности, чувствует себя свободным от обязанностей и забот — иллюзорный мир ничего не требует от него.

Духовное отчуждение нередко переходит в аутизм. Человек чувствует свое одиночество, но и в этом случае телевизор и компьютер предлагают ему общение на расстоянии, виртуальные связи без любви, какое-то мертвое общение, похожее на общение теней. Техника сокращает физические расстояния между людьми и в то же время на эмоциональном плане дистанцирует их друг от друга. Человек перестает любить человека; ближний оказывается дальним. У него пропадает желание видеться с друзьями, ему комфортнее сидеть у компьютера. Здесь кажущееся удобство переводит общение людей на уровень прагматики. Эмоциональная холодность и отчуждение принимают степень нравственного кризиса, который более опасен, чем экономический кризис. Этот процесс в различных формах проявляется везде, причем, в технически развитых странах с большей силой и разрушительностью.

— Складывается ощущение, что у современных христиан вопросы догматики отошли на задний план: если о чем-то и говорят, то лишь о социальном служении и прочем. О различии в вере говорить и вовсе не принято. Так ли это?

— Догматическое мышление неразрывно связано с духовным состоянием человека, особенно с его мистическими интуициями. При оскудении молитвы и либерализации морали человек перестает чувствовать действие благодати в своей душе, теряет православное мышление и внутреннее свидетельство истины.

Характерно, что для святых догмат представлял собой не отвлеченное понятие, а живую истину, и отклонение от догмата воспринималось и ощущалось ими как потеря благодати. У современных людей притуплено это внутреннее свидетельство. Они воспринимают догматы как философские постулаты и тезисы, рассматривают их на уровне плоского рассудочного мышления и поэтому у них стирается граница между догматической истиной и духовной ложью.

Теологический максимализм прежнего времени все более вытесняется гуманистическим антропологизмом, при этом ориентиры истины теряются, духовные центры бытия и шкала нравственных ценностей сдвигаются и смещаются со своих мест. Догматический индифферентизм — это слепота тех, у кого притупились или атрофировались религиозные интуиции. Интеллектуальная всеядность воспринимается как широта мышления и даже свидетельство любви. Этот вопрос очень важен, поэтому повторим нашу мысль.

Мистические интуиции делают догмат реальной, осязаемой истиной, а современный человек с его приглушенными духовными интуициями воспринимает догмат как продукт определенного времени и эпохи, рассматривает его вроде философской абстракции, сознательно или несознательно прилагает к Церкви и Откровению принцип эволюции, и таким образом делает догмат релятивистским и плюралистическим понятием. По их мнению, догматы можно до времени уважать, как уважают стариков, но можно также безболезненно изменить их или проигнорировать.

Практическим проявлением такого рационализма в религии являются экуменизм, униатство и многоголовая гидра модернизма.

Ответить

Вернуться в «Вера или суеверие»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 24 гостя