Дайте совет, батюшка.
-
- издатель
- Сообщения: 655
- Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
- Контактная информация:
я же Вам говорил выше что нет! держи свой ум во аде и не отчайвайся -- кто-то из подвижников.А разве православные не уверены в собственной правоте и спасении?
я сказал не нам с Вами решать степень уподобления.уподобления Христу
возьмите религиозн. организации -- я обрел Христа, я бросил пить, я живу по Библии и все яяяяяяяя, а где же место для Христа. в этом и заключается пафос адептов религ. организаций.
Пятровна, я смотрю Вам не все аргументы интересны в контексте данной темы.
- Ксения
- протопатриот
- Сообщения: 1455
- Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
- Контактная информация:
...- Вот это да!!!!...Так о чём же Вам батюшка народу тогда проповедовать, если у Вас у самого нет уверенности в своей правоте!?Вы что , не знаете куда народ ведёте?о.Александр писал(а):я же Вам говорил выше что нет!А разве православные не уверены в собственной правоте и спасении?
А что тогда мне в православии делать, если я сомневаюсь, что там правда и спасение!?
Вот это номер!!!.
Не разочаровывайте форумчан, отец Александр!
- о.Артемий
- заслуженный писатель
- Сообщения: 412
- Зарегистрирован: 05 сен 2009, 08:53
- Контактная информация:
Я думаю, о. Александр говорил не об этом...Вот это да!!!!...Так о чём же Вам батюшка народу тогда проповедовать, если у Вас у самого нет уверенности в своей правоте!?Вы что , не знаете куда народ ведёте?
Ксения, священник не по определению, но в меру своего личного религиозного опыта, может быть безграмотным. И это не мешает ему воспользоваться теми мыслями и теми идеями, которые были озвучены до него.. например, в четвёртом веке. Не велосипед же изобретать Кураев, например, всех священник приравнивает к бестолковым))))
Самоуверенность появляется тогда, когда вопреки личному сомнению и образованности, сектант берёт за образец свой личный путь самосовершенствования, где каждое предложение начинается с местоимения "Я". Вот в этом проблема. А то, что православный человек может быть не уверен и сомневается в каких-то моментах - и есть тот путь, по которому необходимо взойти: от сомнения к истине, от нигилизма к Богу)))
А где она тогда? В детстве у меня всегда мелькали подобные мысли и я старался найти подтверждение им в других религиозных течениях. Но каждый раз наталкивался на "камень преткновения" и становилось ясно, что то, откуда я вышел и есть то, где лучше отстаться.А что тогда мне в православии делать, если я сомневаюсь, что там правда и спасение!?
Ксения, а может по старой "схеме" поработь? исповедь, Причастие, богослужение... Надо же как-то намекнуть парню за левым плечом, что его мнение не единственное))
-
- издатель
- Сообщения: 655
- Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
- Контактная информация:
Ксения, то есть всем этим красноречием, которе Вы так излюбленно используете, хотите показать что уже спасены?
может маленько хоть, приличия ради вчитаетесь в то, что выше написано?
речь не о правоте Православии идет (здесь нет сомнения), а об уверенности (именно уверенности) что ты спасен!
ТОЛЬКО БОГ ОПРЕДЕЛИТ на СТРАШНОМ СУДЕ -- кто спасен.
может маленько хоть, приличия ради вчитаетесь в то, что выше написано?
речь не о правоте Православии идет (здесь нет сомнения), а об уверенности (именно уверенности) что ты спасен!
ТОЛЬКО БОГ ОПРЕДЕЛИТ на СТРАШНОМ СУДЕ -- кто спасен.
-
- издатель
- Сообщения: 655
- Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
- Контактная информация:
Ксения, я бы Вас попросил убрать Ваши измышления, которые не относятся ко мне --
.Так о чём же Вам батюшка народу тогда проповедовать, если у Вас у самого нет уверенности в своей правоте!?Вы что , не знаете куда народ ведёте?
А что тогда мне в православии делать, если я сомневаюсь, что там правда и спасение!?
Вот это номер!!!.
- Ксения
- протопатриот
- Сообщения: 1455
- Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
- Контактная информация:
- Ксения
- протопатриот
- Сообщения: 1455
- Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
- Контактная информация:
нет, стоп!.. Отцы дорогие, не передёргивайте меня в очередной раз.о.Александр писал(а):Ксения, я бы Вас попросил убрать Ваши измышления, которые не относятся ко мне --
Давайте по пунктам:
о. Александр чётко сказал, что человек в православии не может иметь уверенности в правоте и спасении, в отличии от сектантов.
Поэтому я и спросила - а как же тогда мне быть, если нет этой уверенности? Всё ставить под сомнение?
Здесь речь не о том, что я говорю о себе что "уже спасена", а о тм, что православное учение даёт мне полную уверенность в том, что я на верном пути.
-
- издатель
- Сообщения: 655
- Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
- Контактная информация:
об этом и говорится.а о тм, что православное учение даёт мне полную уверенность в том, что я на верном пути.
из этой мысли, Вы сделали такой печальный вывод?верно одно -- если есть выбор и возможность принять Православие и ты это отвергаешь -- есть нехорошо.
некоторые адепты уверены в том, что они уже спасены. Ксения, такие есть?
в Православии вся надежда возлагается на то, что Господь простит и спасет, от нас требуется желание этого спасения и духовно-телесный труд.
другими словами, говорится не о пути, а финале. Видимо, Вам уже он известен.
если найдете в моих постах такие мысли или даже более того выражения, то пусть остается.если у Вас у самого нет уверенности в своей правоте!?Вы что , не знаете куда народ ведёте?
А что тогда мне в православии делать, если я сомневаюсь, что там правда и спасение!?
но я же не говрил такого, почему тогда Вы приписываете мне то, чего я не высказывал?
я не оскорблен, просто мне кажется, что Вы бы тоже воспротивились если бы Вам приписали мысль, не соответствующую Вашим постам.Простите, я не хотела Вас оскорбить нисколько.
прошу прощения, если оказался груб!
-
- бывалый
- Сообщения: 127
- Зарегистрирован: 04 апр 2011, 21:36
- Контактная информация:
А кого Вы , Ксения, не желаете в очередной раз "не разочаровывать"?Не разочаровывайте форумчан, отец Александр!
Может быть Афанасия, Осольву, а может быть добрые мысли Аннушки?.. За моё короткое время пребывания на форуме, только Михаил и Саша остались не против всевозможных Ваших разочарований. Одним словом, "фронтовые друзья", а остальные, мыслящие и православные - по ту сторону барикад... священники не исключение.
- Ксения
- протопатриот
- Сообщения: 1455
- Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
- Контактная информация:
- есть конечно.Но я то не о том.о.Александр писал(а):
некоторые адепты уверены в том, что они уже спасены. Ксения, такие есть?
- и ещё уверенность в истинности (правоте), православного учения. И уверенность , что только в православной Церкви есть спасение. Я это и хотела сказать всего лишь. А Вы как с плеча рубанули , что у православных этой уверенности нет и не должно быть.в Православии вся надежда возлагается на то, что Господь простит и спасет, от нас требуется желание этого спасения и духовно-телесный труд.
Вон и Пятровна с секты пришла в православие, наверное потому что поняла, что только там и есть истина и спасение, и наверное очень хочет в этом убедиться и быть уверенной. А мы ей тут - нет, извини такой уверенности у нас нема.
- Ксения
- протопатриот
- Сообщения: 1455
- Зарегистрирован: 13 мар 2007, 20:22
- Контактная информация:
.. - я в отличии от некоторых не симпатии и авторитет ищу на этом форуме, а ответы на свои вопросы.sluchangost писал(а):А кого Вы , Ксения, не желаете в очередной раз "не разочаровывать"?Не разочаровывайте форумчан, отец Александр!
Может быть Афанасия, Осольву, а может быть добрые мысли Аннушки?.. За моё короткое время пребывания на форуме, только Михаил и Саша остались не против всевозможных Ваших разочарований. Одним словом, "фронтовые друзья", а остальные, мыслящие и православные - по ту сторону барикад... священники не исключение.
Вы вполне можете читать "добрые мысли Аннушки" , а не мои посты.
- о.Емельян (ученик)
- издатель
- Сообщения: 767
- Зарегистрирован: 24 апр 2007, 13:42
- Откуда: Красноярский край
- Контактная информация:
Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете". Речь не только о окружающих нас людях (вот он - такой-сякой, а вот он - хороший), но и о самих себе... Даже о себе мы не можем вынести праведный суд. Ибо иной суд Божий, а иной суд человеческий. Вот и приходится низводить себя до ада. Так надежней. А там уж как Бог рассудит. Если помилует - радость будет великая, а если не помилует - значит по делом...
Другое дело, если человек уже считает себя спасенным и святым. Так мыслят абсолютно все неправославные вероисповедания. Забывая при этом, что например апостол Павел считал себя недостойным звания апостольского, и называл себя первым из грешников... Есть над чем подумать.
Другое дело, если человек уже считает себя спасенным и святым. Так мыслят абсолютно все неправославные вероисповедания. Забывая при этом, что например апостол Павел считал себя недостойным звания апостольского, и называл себя первым из грешников... Есть над чем подумать.
= "Кто любит Бога, тот ненавидит грех"
= "Великая истина: вместо того чтобы жаловаться на мировую тьму, зажги свою маленькую лучинку"
= "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства" (свт. Игнатий Брянчанинов)
= "Великая истина: вместо того чтобы жаловаться на мировую тьму, зажги свою маленькую лучинку"
= "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства" (свт. Игнатий Брянчанинов)
-
- издатель
- Сообщения: 655
- Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
- Контактная информация:
будем общими усилиями сремиться к этому!- и ещё уверенность в истинности (правоте), православного учения. И уверенность , что только в православной Церкви есть спасение. Я это и хотела сказать всего лишь.
значит может я где-то не так выражался, раз я был не понят.
просто я говорил о более глубокой стороне данного вопроса, например, родился человек в Саудовской Аравии -- он бы и рад принять Православи, но разве его поддержат?
для меня лично нет сомнений в истинносте Православия.
вспомните беседу Спасителя с самарянкой(сектанткой того времени).
-
- издатель
- Сообщения: 655
- Зарегистрирован: 08 окт 2009, 14:46
- Контактная информация:
Соколовски Августин, диакон, Иосиф (Павлинчук), иеромонах
Предлагаем вниманию читателей диалогическое богословское размышление, посвященное богослужебной реальности Церкви в ее приближении к реальности исторического и богословского Преображения.
Введение в Праздник
Иеромонах Иосиф: Богослужение и молитва. Предстояние Богу и внимательное слушание. Умное делание и нетварный, фаворский свет. Сколько сокровенного, тайного и неописуемого сокрыто в этих словах. Но это не магические слова и не языческие ритуалы. Нет, напротив, они доступны и открыты каждому. И каждый человек призван принять участие в этом таинстве молитвы: общественной и индивидуальной. И каждый человек в той или иной степени обладает опытом молитвы. Кто-то его помнит, кто-то теряет, однако, все имеют возможность вернуться к этому состоянию.
В икосе праздника Преображения Господня содержится особый призыв к человеку: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии... возмитеся и возвыситеся на высоту Божественного восхищения...» Эти слова могут показаться слишком резкими, а, может, и слишком грубыми для современного человека. Но они остаются актуальными и, я бы сказал, действенными и эффективными. Это призыв стать на молитву, пойти в храм.
Итак, что такое богослужение? Какое место занимает оно в жизни человека? Как соотнести богослужение с профессиональной, повседневной деятельностью человека? Такие вопросы часто можно услышать от людей разных возрастов, разных культурных и социальных уровней.
Диакон Августин: Богослужение и преображение. Христос восходит на гору и преображается перед учениками. Преображение Христово вводит избранных Им учеников в мир красоты. Христос предстает перед ними в силе и убедительности Своего присутствия. Это присутствие делает созданный Богом мир наполненным первоначально вложенной в него Творцом красотой, во Христе исполненным реальным присутствием Его Тела. «Солнце, свет и снег» выбраны Евангелием для указания на Христа (ср. Мф. 17, 2; Мк. 9, 3). Получается, что непосредственная новая красота первого снега отображает Преображенного пред Апостолами.
Восприятие богослужебной реальности в приближении к событию Преображения помогает осмыслить то важное в богослужении, что нередко остается вне восприятия и размышления. Богослужение – литургическая реальность, где за формальным фактом общего дела молитвы раскрывается христологический замысел о повседневности. Богослужение это место, где «быть хорошо» (Мф. 17, 4).
Гравитация повседневности
о. Иосиф: «Христологический замысел о повседневности» – это выражение, так замечательно подобранное Вами, отец Августин, заключает в себе всю глубину и красоту христианского богослужения. Именно богослужение выводит человека из обыденной суеты, из рутинного состояния и направляет к созерцанию небесного, божественного света. Богослужение и в пределах одной церковной службы, и в пределах суточного, седмичного и годичного кругов неизменно дает нам образ восхождения к Богу. На протяжении почти двух тысяч лет по крупицам складывались жемчужины православного богослужения. Уникальность их в том, что они не шаблонны, они постоянно меняются в зависимости от праздника, дня недели и отдаленности или приближенности к Пасхе. Уставщику – так называется человек, ответственный за богослужебный устав, – для подготовки к службе нужны как минимум 4 книги: Часослов, Октоих, Минея и Псалтырь. И каждый раз он должен согласовать все это со священником. Ибо отметка в типиконе «аще изволит настоятель» дает ответственному за богослужение право адаптировать службу к нуждам прихода или монастыря, области и государства. Православное богослужение раскрывает то, что на церковном языке мы называем литургическим богословием.
д. Августин: Богослужение по замыслу своему придает повседневной жизни направленность, делает «суету и рутину» делом и призванием благодаря той гравитации смысла, которой человек приобщается в совместной молитве.
Действительно, богослужение нашей традиции богато текстами и содержанием. И чем древнее текст, тем более в нем динамики и силы, которая скрывается в простых и немногих словах, а при прочтении и пении наполняет общину вестью, присутствием спасения.
В богослужении живет Церковь. Не случайно определение Церкви, как общества верующих, и Литургии, как общего дела, соприкасаются.
Богослужебное богословие
Иеромонах Иосиф: Жизнь христианина невозможна и не мыслима вне участия в жизни Церкви, в ее Таинствах, в ее богослужении. Во время Литургии священник провозглашает возглас «И даждь нам единым сердцем и едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое…» Именно в совместной молитве происходит объединение членов Церкви в единое Тело Христово. Но совершается это таинственным образом, благодатью Святого Духа. Святые отцы часто сравнивают Церковь, ее жизнь и молитву церковную с зернами пшеницы. Пока они в отдельности, они малозначимы, но перемолотые в муку они готовы к приготовлению хлеба.
«Днесь благодать Святого Духа нас собра» – поется на вечерне перед праздником Входа Господня в Иерусалим. Придя на богослужение, человек погружается в иную реальность, в реальность будущего века, он как бы входит в Новый Иерусалим. Собственно это раскрывают перед нами богослужебные тексты во всем своем разнообразии и красоте. Богослужение, таким образом, и вводит христианина в жизнь Церкви, и перемалывает его для будущего века.
о. Августин: Богослужение делается становлением Церкви, когда образом реальности богослужения является реальность превосходящая. При этом христологичность и эсхатологичность христианского богослужения могут прочитывается в содержании текста и смысловой направленности молитв, но могут раскрываться и в иной причинно-следственной связи.
Указание на глубину смыслов и необыкновенное богатство богослужения Церкви было с новой силой, и совсем недавно, раскрыто в литургической науке и литургическом богословии, которому, как это почти всегда выпадало на долю богословия, пришлось выступить в роли спасателя в чрезвычайной ситуации. Когда богослужение стало восприниматьс, как просто традиция, к которой следовало приобщаться по примеру живших прежде и живущих вокруг, богословие задалось вопросом о смысле Литургии.
Время и слава
о. Иосиф: Говоря о смысле богослужения, в особенности о смысле Литургии, мы вольно или невольно возвращаемся к ее содержанию. Вопрос о проявлении христологичности и эсхатологичности православного богослужения в самом тексте службы очень интересен.
Мы воспринимаем богослужение как некое целое, как завершенное действие, и это правильно. Но это не все. Богослужение это еще и динамичное действие, оно не заканчивается словом «аминь», а подготавливает нас к чему-то большему. И здесь нужно указать на две вещи. Во-первых, это «Литургия после Литургии», или жизнь как продолжение богослужения. Во-вторых, Литургия как подготовка к жизни будущего века. Оба эти момента заложены как в самом текстуальном содержании богослужения, так и в его причинно-следственной связи.
д. Августин: Эсхатологический характер богослужения может содержаться и раскрываться в тексте, когда слова богослужения говорят о наступлении времени, утратившего временность. Такое тематическое раскрытие «последних вещей» в христианском богослужении обосновывается присутствием Христа среди совместно молящихся, согласно Его евангельским словам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Христос, присутствующий в молитве и на молитве Церкви, – это Христос силы и славы, Христос Второго Пришествия. Именно Он и только Он доступен нам в вере, становящейся, таким образом, ожиданием того, чтобы повседневность наполнилась Славой.
Вечность и жизнь
о. Иосиф: Как основополагающий принцип Божественного Откровения, эсхатология пронизывает всю церковную службу. Особенно ярко это проявляется в пасхальной службе, в воскресных песнопениях, в последовании на отпевание. Слово «живот» (в переводе «жизнь») встречается почти в каждом тропаре, каждой молитве этих служб. «Сущим во гробех живот даров», «воскресл еси тридневен Спасе, даруя мирови жизнь», «Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой…», «Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе», можно привести и многие другие цитаты.
О какой жизни идет речь в этих молитвах? Естественно, речь идет не о жизни временной, а о жизни вечной, о Жизни самой в себе. Жизнь сама в себе есть Христос Бог. Он не только присутствует на богослужениях, Он подает нам Жизнь, Он подает нам Самого Себя. Таким образом, как само содержание, так и сам принцип богослужения как бы выходит за границы времени, переходит в эсхатологическое измерение. Вневременность службы, или «время, утратившее временность», как Вы, о. Августин, выразились, – одна из точнейших характеристик богослужения.
о. Августин: Правда библейской и святоотеческой мысли говорит нам о том, что в мире времени существует только одна организация, во всеуверенности заявляющая о своей вечности, – это ад, реальность, превращающая время в монолит, наполняющая бытие статикой непроницаемой, неразрешимой вечности. Литургическое свершение – дело Божие – упраздняет время, заставляя его дышать силой Воскресшего. Есть правда в существовавшем в древности убеждении, говорившем, что во время богослужения астрономическое время останавливается. В евхаристическом обращении преодолевается и время и вечность, упраздняется в преднаступлении вечной жизни (ср. Ин. 6, 40).
И Духа пришествие
о. Иосиф: Преодолевается время, раскрываются завесы вечности, побеждаются естественные законы во всякой молитве. Особенно это явно чувствуется в Евхаристии. Дух Святой нисходит и очищает молящихся от грехов, пороков, всякой скверны, приготовляет их ко встрече с Творцом, к Божественному Причащению. Часто действие Духа Святого сравнивают с действием кислорода на животный организм. И это сравнение очень хорошо подчеркивает и раскрывает благодатную, живительную силу Духа Святого. Как при каждом вдохе организм, обогащаясь кислородом, получает жизненную силу, так при каждом молитвенном воззвании душа, пробивая границы Неба, получает целительные, освежающие токи Духа Святого. С особым дерзновением молится священник об обновлении Духа во время Литургии: «Господи, Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославший, Его, Благой, не отними от нас, но обнови в нас, молящих Тебя» (Молитва Третьего часа. Часослов).
о. Августин: Действительно, литургическое слово говорит нам о Духе, Его Пришествии, Его действии, Его мире. Однако позднейшее восприятие традиции привело к смещению перспективы и к пониманию литургического пространства как места сообщения божественных энергий. Диалектика современного богословия нередко превращается в незамеченное усилие по примирению этих не совсем не противоречащих друг другу прочтений литургического.
Lex credendi – lex orandi[1]
о. Иосиф: Пневматология в православном богослужении не может рассматриваться отдельно от христологии. Ипостась Святого Духа являет себя одновременно с ипостасью Отца и Сына. Сына, как превечно рождающегося от Отца, и Духа Святого, как превечно исходящего от Отца. Начало Литургии, как и каждый возглас священника, возвещает о наступлении нового царства, царства «Отца и Сына и Святого Духа». Таким образом, богослужение в сущности своей раскрывается в контексте таинственного осмысления Пресвятой Троицы.
о. Августин: Так богослужение становится литургией, общим делом, местом где присутствие Божие делает возможным собрание воедино тех, кто ныне в истории провозглашает пришествие Господне, то есть нас в реальности Церкви, и тех, кто жил и продолжает вместе с нами ожидать Его возвращения. Именно так воссоздается реальность Фаворского События, в котором присутствие Божие – восхождение Христово, слава Духа, явленная в Свете, и благословение Отца (Мф. 17, 5) – соприкасается с присутствием Церкви, явленной тогда свидетельством живших: избранных апостолов и величайших пророков. Богослужение есть место Преображения.
[1] «Закон веры – закон молитвы» (парафраз аксиомы самосознания Церкви – lex orandi – lex credendi (закон молитвы – закон веры).
Догматическое богословие, Патрология, Гимнография
Предлагаем вниманию читателей диалогическое богословское размышление, посвященное богослужебной реальности Церкви в ее приближении к реальности исторического и богословского Преображения.
Введение в Праздник
Иеромонах Иосиф: Богослужение и молитва. Предстояние Богу и внимательное слушание. Умное делание и нетварный, фаворский свет. Сколько сокровенного, тайного и неописуемого сокрыто в этих словах. Но это не магические слова и не языческие ритуалы. Нет, напротив, они доступны и открыты каждому. И каждый человек призван принять участие в этом таинстве молитвы: общественной и индивидуальной. И каждый человек в той или иной степени обладает опытом молитвы. Кто-то его помнит, кто-то теряет, однако, все имеют возможность вернуться к этому состоянию.
В икосе праздника Преображения Господня содержится особый призыв к человеку: «Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии... возмитеся и возвыситеся на высоту Божественного восхищения...» Эти слова могут показаться слишком резкими, а, может, и слишком грубыми для современного человека. Но они остаются актуальными и, я бы сказал, действенными и эффективными. Это призыв стать на молитву, пойти в храм.
Итак, что такое богослужение? Какое место занимает оно в жизни человека? Как соотнести богослужение с профессиональной, повседневной деятельностью человека? Такие вопросы часто можно услышать от людей разных возрастов, разных культурных и социальных уровней.
Диакон Августин: Богослужение и преображение. Христос восходит на гору и преображается перед учениками. Преображение Христово вводит избранных Им учеников в мир красоты. Христос предстает перед ними в силе и убедительности Своего присутствия. Это присутствие делает созданный Богом мир наполненным первоначально вложенной в него Творцом красотой, во Христе исполненным реальным присутствием Его Тела. «Солнце, свет и снег» выбраны Евангелием для указания на Христа (ср. Мф. 17, 2; Мк. 9, 3). Получается, что непосредственная новая красота первого снега отображает Преображенного пред Апостолами.
Восприятие богослужебной реальности в приближении к событию Преображения помогает осмыслить то важное в богослужении, что нередко остается вне восприятия и размышления. Богослужение – литургическая реальность, где за формальным фактом общего дела молитвы раскрывается христологический замысел о повседневности. Богослужение это место, где «быть хорошо» (Мф. 17, 4).
Гравитация повседневности
о. Иосиф: «Христологический замысел о повседневности» – это выражение, так замечательно подобранное Вами, отец Августин, заключает в себе всю глубину и красоту христианского богослужения. Именно богослужение выводит человека из обыденной суеты, из рутинного состояния и направляет к созерцанию небесного, божественного света. Богослужение и в пределах одной церковной службы, и в пределах суточного, седмичного и годичного кругов неизменно дает нам образ восхождения к Богу. На протяжении почти двух тысяч лет по крупицам складывались жемчужины православного богослужения. Уникальность их в том, что они не шаблонны, они постоянно меняются в зависимости от праздника, дня недели и отдаленности или приближенности к Пасхе. Уставщику – так называется человек, ответственный за богослужебный устав, – для подготовки к службе нужны как минимум 4 книги: Часослов, Октоих, Минея и Псалтырь. И каждый раз он должен согласовать все это со священником. Ибо отметка в типиконе «аще изволит настоятель» дает ответственному за богослужение право адаптировать службу к нуждам прихода или монастыря, области и государства. Православное богослужение раскрывает то, что на церковном языке мы называем литургическим богословием.
д. Августин: Богослужение по замыслу своему придает повседневной жизни направленность, делает «суету и рутину» делом и призванием благодаря той гравитации смысла, которой человек приобщается в совместной молитве.
Действительно, богослужение нашей традиции богато текстами и содержанием. И чем древнее текст, тем более в нем динамики и силы, которая скрывается в простых и немногих словах, а при прочтении и пении наполняет общину вестью, присутствием спасения.
В богослужении живет Церковь. Не случайно определение Церкви, как общества верующих, и Литургии, как общего дела, соприкасаются.
Богослужебное богословие
Иеромонах Иосиф: Жизнь христианина невозможна и не мыслима вне участия в жизни Церкви, в ее Таинствах, в ее богослужении. Во время Литургии священник провозглашает возглас «И даждь нам единым сердцем и едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое…» Именно в совместной молитве происходит объединение членов Церкви в единое Тело Христово. Но совершается это таинственным образом, благодатью Святого Духа. Святые отцы часто сравнивают Церковь, ее жизнь и молитву церковную с зернами пшеницы. Пока они в отдельности, они малозначимы, но перемолотые в муку они готовы к приготовлению хлеба.
«Днесь благодать Святого Духа нас собра» – поется на вечерне перед праздником Входа Господня в Иерусалим. Придя на богослужение, человек погружается в иную реальность, в реальность будущего века, он как бы входит в Новый Иерусалим. Собственно это раскрывают перед нами богослужебные тексты во всем своем разнообразии и красоте. Богослужение, таким образом, и вводит христианина в жизнь Церкви, и перемалывает его для будущего века.
о. Августин: Богослужение делается становлением Церкви, когда образом реальности богослужения является реальность превосходящая. При этом христологичность и эсхатологичность христианского богослужения могут прочитывается в содержании текста и смысловой направленности молитв, но могут раскрываться и в иной причинно-следственной связи.
Указание на глубину смыслов и необыкновенное богатство богослужения Церкви было с новой силой, и совсем недавно, раскрыто в литургической науке и литургическом богословии, которому, как это почти всегда выпадало на долю богословия, пришлось выступить в роли спасателя в чрезвычайной ситуации. Когда богослужение стало восприниматьс, как просто традиция, к которой следовало приобщаться по примеру живших прежде и живущих вокруг, богословие задалось вопросом о смысле Литургии.
Время и слава
о. Иосиф: Говоря о смысле богослужения, в особенности о смысле Литургии, мы вольно или невольно возвращаемся к ее содержанию. Вопрос о проявлении христологичности и эсхатологичности православного богослужения в самом тексте службы очень интересен.
Мы воспринимаем богослужение как некое целое, как завершенное действие, и это правильно. Но это не все. Богослужение это еще и динамичное действие, оно не заканчивается словом «аминь», а подготавливает нас к чему-то большему. И здесь нужно указать на две вещи. Во-первых, это «Литургия после Литургии», или жизнь как продолжение богослужения. Во-вторых, Литургия как подготовка к жизни будущего века. Оба эти момента заложены как в самом текстуальном содержании богослужения, так и в его причинно-следственной связи.
д. Августин: Эсхатологический характер богослужения может содержаться и раскрываться в тексте, когда слова богослужения говорят о наступлении времени, утратившего временность. Такое тематическое раскрытие «последних вещей» в христианском богослужении обосновывается присутствием Христа среди совместно молящихся, согласно Его евангельским словам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Христос, присутствующий в молитве и на молитве Церкви, – это Христос силы и славы, Христос Второго Пришествия. Именно Он и только Он доступен нам в вере, становящейся, таким образом, ожиданием того, чтобы повседневность наполнилась Славой.
Вечность и жизнь
о. Иосиф: Как основополагающий принцип Божественного Откровения, эсхатология пронизывает всю церковную службу. Особенно ярко это проявляется в пасхальной службе, в воскресных песнопениях, в последовании на отпевание. Слово «живот» (в переводе «жизнь») встречается почти в каждом тропаре, каждой молитве этих служб. «Сущим во гробех живот даров», «воскресл еси тридневен Спасе, даруя мирови жизнь», «Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой…», «Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе», можно привести и многие другие цитаты.
О какой жизни идет речь в этих молитвах? Естественно, речь идет не о жизни временной, а о жизни вечной, о Жизни самой в себе. Жизнь сама в себе есть Христос Бог. Он не только присутствует на богослужениях, Он подает нам Жизнь, Он подает нам Самого Себя. Таким образом, как само содержание, так и сам принцип богослужения как бы выходит за границы времени, переходит в эсхатологическое измерение. Вневременность службы, или «время, утратившее временность», как Вы, о. Августин, выразились, – одна из точнейших характеристик богослужения.
о. Августин: Правда библейской и святоотеческой мысли говорит нам о том, что в мире времени существует только одна организация, во всеуверенности заявляющая о своей вечности, – это ад, реальность, превращающая время в монолит, наполняющая бытие статикой непроницаемой, неразрешимой вечности. Литургическое свершение – дело Божие – упраздняет время, заставляя его дышать силой Воскресшего. Есть правда в существовавшем в древности убеждении, говорившем, что во время богослужения астрономическое время останавливается. В евхаристическом обращении преодолевается и время и вечность, упраздняется в преднаступлении вечной жизни (ср. Ин. 6, 40).
И Духа пришествие
о. Иосиф: Преодолевается время, раскрываются завесы вечности, побеждаются естественные законы во всякой молитве. Особенно это явно чувствуется в Евхаристии. Дух Святой нисходит и очищает молящихся от грехов, пороков, всякой скверны, приготовляет их ко встрече с Творцом, к Божественному Причащению. Часто действие Духа Святого сравнивают с действием кислорода на животный организм. И это сравнение очень хорошо подчеркивает и раскрывает благодатную, живительную силу Духа Святого. Как при каждом вдохе организм, обогащаясь кислородом, получает жизненную силу, так при каждом молитвенном воззвании душа, пробивая границы Неба, получает целительные, освежающие токи Духа Святого. С особым дерзновением молится священник об обновлении Духа во время Литургии: «Господи, Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославший, Его, Благой, не отними от нас, но обнови в нас, молящих Тебя» (Молитва Третьего часа. Часослов).
о. Августин: Действительно, литургическое слово говорит нам о Духе, Его Пришествии, Его действии, Его мире. Однако позднейшее восприятие традиции привело к смещению перспективы и к пониманию литургического пространства как места сообщения божественных энергий. Диалектика современного богословия нередко превращается в незамеченное усилие по примирению этих не совсем не противоречащих друг другу прочтений литургического.
Lex credendi – lex orandi[1]
о. Иосиф: Пневматология в православном богослужении не может рассматриваться отдельно от христологии. Ипостась Святого Духа являет себя одновременно с ипостасью Отца и Сына. Сына, как превечно рождающегося от Отца, и Духа Святого, как превечно исходящего от Отца. Начало Литургии, как и каждый возглас священника, возвещает о наступлении нового царства, царства «Отца и Сына и Святого Духа». Таким образом, богослужение в сущности своей раскрывается в контексте таинственного осмысления Пресвятой Троицы.
о. Августин: Так богослужение становится литургией, общим делом, местом где присутствие Божие делает возможным собрание воедино тех, кто ныне в истории провозглашает пришествие Господне, то есть нас в реальности Церкви, и тех, кто жил и продолжает вместе с нами ожидать Его возвращения. Именно так воссоздается реальность Фаворского События, в котором присутствие Божие – восхождение Христово, слава Духа, явленная в Свете, и благословение Отца (Мф. 17, 5) – соприкасается с присутствием Церкви, явленной тогда свидетельством живших: избранных апостолов и величайших пророков. Богослужение есть место Преображения.
[1] «Закон веры – закон молитвы» (парафраз аксиомы самосознания Церкви – lex orandi – lex credendi (закон молитвы – закон веры).
Догматическое богословие, Патрология, Гимнография
- Саша
- патриот форума
- Сообщения: 1327
- Зарегистрирован: 25 июн 2007, 22:27
- Контактная информация:
- Саша
- патриот форума
- Сообщения: 1327
- Зарегистрирован: 25 июн 2007, 22:27
- Контактная информация:
да не кто уверен о спасение....если бы все были уверены...то все загордились...трубили я святой я не грешен....а вить всегда мы говарим....Боже милостив будит мне грешенаму....Иоанн Богослов и тот себя счетал грешным....а осипов так и сказал не дай Бог вам сказать мы не грешные.....есть надежда есть вера есть любовь есть милосердия есть тирпения есть прощения и малитва есть...и это все у проавославных...вот и думай голова где тебе луччше.....одна пратистанка мне говарила я святой....не я так не думаю сказал ей.....хотя я не когда не читал святых отцов.....проста душой знал что это ересть...вот так ани думают...что уже ани в раю....а гроех плюнать не куда везеде грех....даже когда спим прилепится какой небудь грех...так что кайтесь братци не пристана
это шанс
это шанс
- Саша
- патриот форума
- Сообщения: 1327
- Зарегистрирован: 25 июн 2007, 22:27
- Контактная информация:
у них нет таковой малитвы как у православных...и не когда не будит...
http://vkontakte.ru/video_ext.php?oid=9 ... f844141&sd
я спрашевал у них а где у вас молитвы...и настала гробовая тишена....прасловления есть и второе крещение тоже есть а молитв нет....как так можна жить без молитв...так и не дождался ответа.....ну а про второе крещения даже святом писание заприщено....
так что дорогие братья и сестры вы не очень спорте...спор рождает грех
http://vkontakte.ru/video_ext.php?oid=9 ... f844141&sd
я спрашевал у них а где у вас молитвы...и настала гробовая тишена....прасловления есть и второе крещение тоже есть а молитв нет....как так можна жить без молитв...так и не дождался ответа.....ну а про второе крещения даже святом писание заприщено....
так что дорогие братья и сестры вы не очень спорте...спор рождает грех
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 29 гостей